Главное меню

На Главную

Услуги

Академия Китайской Медицины

Традиционная Китайская Фармакология

Система каналов и коллатералей китайской медицины

Проверьте свое здоровье

Диагностика по языку

Теоретические основы китайской медицины

Препараты (видеролик)


О нас

Вы всегда можете связаться с нами и получить консультацию по интересующим Вас вопросам.

Контакты

Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 22 (вход под арку)
тел. (812) 273-84-14
e-mail: newmed@inbox.ru


Станьте дистрибьютером компании "Ли Вест"


Компания "Ли Вест"

ООО "Учебно-оздоровительный центр "НЬЮМЕД"" является официальным дистрибьютером препаратов компании "Ли Вест"программы ГринСпринг ( Greenspring ).


Вы можете ознакомиться с полным списком препаратов и приобрести их в нашем интернет-магазине.


Об опыте применения препаратов компании "Ли Вест" программы ГринСпринг ( Greenspring ) Вы можете узнать здесь.


Китайские Травы


Информацию по теории Китайской Медицины Вы также можете найти на нашем портале, по адресу www.newmed-portal.ru


Обучение

Фэн-шуй, Су Джок терапия, Ци Гун, Крийа-йога, и много другое.
Подробности...


Белоусов П. В.

Система каналов и коллатералей китайской медицины

(Серия «Китайская чженьцзю-терапия»)

    2 страница <<  К оглавлению  >> 4 страница

Восемь сосудов

 

     Восемь сосудов (ба май) — один из важнейших элементов системы каналов и коллатералей. Полное название этого элемента — «восемь сосудов — необычных каналов», то есть восемь «необычных» каналов противопоставляются двенадцати «обычным» каналам[1].

    Самые ранние упоминания о восьми сосудах разрозненно содержатся в каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем). Обобщенный термин «восемь сосудов» впервые появляется в каноне «Нань цзин» (Канон трудностей). Здесь кратко описаны линии прохождения сосудов и соответствующие им болезни. Более подробное описание восьми сосудов приводится в книге Ли Шичжэня (1518—1593 гг.) «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.).

    К восьми сосудам относятся: Ду-май, Жэнь-май, Чун-май, Дай-май, Инь-вэй-май, Ян-вэй-май, Инь-цяо-май, Ян-цяо-май. Названия восьми сосудов имеют определенный смысл:

    - «ду»  в названии сосуда Ду-май имеет значения «военный губернатор». Свое название этот сосуд получил из-за того, что «управляет» всеми Ян-каналами[2];

    - «жэнь»  в названии сосуда Жэнь-май имеет значения «беременность», а также «отвечать за...». Свое название этот сосуд получил из-за того, что он «отвечает» за переполнение или нехватку Ци и крови всех Инь-каналов, а также имеет прямую связь с беременностью;

    - «чун»  в названии сосуда Чун-май означает «проход, проходить» или «стратегически важный перекресток путей сообщения». Свое название он получил из-за того, что проходит по путям циркуляции Ци и крови двенадцати каналов, а также «проходит» с двух сторон от пупка;

    - «дай»  в названии сосуда Дай-май имеет значение «пояс, кушак». Этот сосуд опоясывает туловище в талии, из-за чего и получил такое название;

    - «вэй»  в названиях сосудов Инь-вэй-май и Ян-вэй-май означает «связывать», «соединять». Инь-вэй-май связывает все Инь-каналы, а Ян-вэй-май — все Ян-каналы;

    - «цяо»  в названиях сосудов Инь-цяо-май и Ян-цяо-май имеет значение «пятка». Инь-цяо-май начинается в Инь-стороне пятки и идет по Инь-стороне тела, а Ян-цяо-май начинается в Ян-стороне пятки и идет по Ян-стороне тела.

    Таким образом, названия восьми сосудов можно перевести как:

    - Ду-май — «сосуд-губернатор/управляющий сосуд»;

    - Жэнь-май — «ответственный сосуд/сосуд беременности»;

    - Чун-май — «проходящий сосуд/сосуд стратегического значения»;

    - Дай-май — «опоясывающий сосуд»;

    - Инь-вэй-май — «сосуд, связывающий Инь»;

    - Ян-вэй-май — «сосуд, связывающий Ян»;

    - Инь-цяо-май — «пяточный Инь-сосуд»;

    - Ян-цяо-май — «пяточный Ян-сосуд».

    Основные отличия восьми сосудов от двенадцати каналов таковы:

    - восемь сосудов, кроме Ду-май и Жэнь-май, не имеют своих точек, однако пересекаются с другими каналами в точках этих каналов;

    - восемь сосудов не имеют прямой связи с цзанфу-органами;

    - восемь сосудов не имеют наружно-внутренних взаимосвязей.

    Среди восьми сосудов особо выделяются Ду-май и Жэнь-май. Как и двенадцать каналов эти сосуды имеют свои точки, поэтому они объединены с двенадцатью главными каналами термином «четырнадцать каналов».

    Кроме того, в каноне «Лин шу» сосуды Ду-май и Жэнь-май включены в суточный ритм циркуляции канальной Ци. Здесь говорится: «Ци выходит из тай-инь [легких], вливается в ручной ян-мин [толстого кишечника]... (далее описана циркуляция Ци по другим каналам) ...соединяется с ножным цзюэ-инь [печени], поднимается до печени, от печени вливается в легкие, поднимается по горлу, входит в отверстие носоглотки (шейный отрезок сосуда Жэнь-май). Достигает носогубной борозды. Его ветвь поднимается ко лбу, идет по макушке, опускается в шею, входит в копчик — это сосуд Ду-май. Связывается с половыми органами, поднимается и проходит в волосах [на лобке], входит в пупок, поднимается в животе (грудобрюшной отрезок сосуда Жэнь-май). Входит в надключичную ямку. Опускается и вливается в легкие, снова выходит в тай-инь [легких]. Это места прохождения питательной Ци».

    Основной функцией восьми сосудов является их способность вбирать в себя избыток Ци и крови двенадцати каналов при переполнении в них и отдавать их при опустошении, тем самымрегулируя состояния недостатка и избытка. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) для объяснения этой функции двенадцать каналов сравниваются с оросительными каналами (арыками), а восемь сосудов — с водоемами.

    Кроме того, восемь сосудов во многих местах пересекаются с двенадцатью каналами, чем также способствуют усилению связей между каналами.

    Сосуды Чун-май и Жэнь-май тесно связаны с менструальным циклом, беременностью и родами. В каноне «Лин шу» говорится: «Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке». Поэтому два этих сосуда называют «сосудами матки». В каноне «Су вэнь» также говорится: «Когда [у девочки] менструации еще не начались, сосуды матки закрыты...».

    В каноне «Су вэнь» указано на связь функциональной активности сосудов Жэнь-май и Чун-май с 7-летними жизненными циклами у женщин: «В возрасте 14 лет у женщины возникает половое влечение, в сосуде Жэнь-май начинается движение, наполняется сосуд Чун-май, временами происходят менструации, поэтому и может забеременеть... В возрасте 49 лет в сосуде Жэнь-май возникает недостаток, ослабевает и истощается сосуд Чун-май, менструации прекращаются, тело стареет и женщина не беременеет...»

    С маткой связан и сосуд Ду-май. Ли Шичжэнь (1518—1593 гг.) писал: «Ду [-май] ~ это „море Ян-сосудов", этот сосуд начинается в матке ниже почек». Чжан Цзебинь (1563—1640 гг.) также писал: «Матка — это место хранения квинтэссенции Цзин у мужчин и женщин... Сосуды Чун-май, Жэнь-май и Ду-май начинаются в матке, поэтому и говорится „один источник — три разветвления"

    Функции восьми сосудов кратко представлены в таблице 4.

    Восемь сосудов вдоль и поперек пересекаются с двенадцатью каналами:

    - Ду-май проходит по задней срединной линии тела, пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря и сосудом Жэнь-май;

    - Жэнь-май проходит по передней срединной линии тела, пересекается с ножным ян-мин каналом желудка и сосудом Ду-май;

    - Чун-май проходит по животу, пересекается с ножным шао-инь каналом почек;

    - Дай-май опоясывает туловище в талии, пересекается с ножным шао-ян каналом желчного пузыря;

    - Инь-вэй-май проходит по внутренней поверхности ноги, по животу идет к шее, пересекается с ножным шао-инь каналом почек, ножным тай-инь каналом селезенки, ножным цзюэ-инь каналом печени и сосудом Жэнь-май;

    - Ян-вэй-май проходит по наружной поверхности ноги, поднимается до надплечья, шеи и головы, пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, ручным тай-ян каналом тонкого кишечника, ручным шао-ян каналом Сань-цзяо, ножным шао-ян каналом желчного пузыря, ножным ян-мин каналом желудка и сосудом Ду-май;

    - Инь-цяо-май проходит по внутренней поверхности ноги, поднимается до глаза, пересекается с ножным шао-инь каналом почек и ножным тай-ян каналом мочевого пузыря;

    - Ян-цяо-май проходит по наружной поверхности ноги, надплечью и голове, пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, ножным ян-мин каналом желудка, ручным ян-мин каналом толстого кишечника и ножным шао-ян каналом желчного пузыря.

    В литературе на русском языке в обозначении сосудов Ду-май и Жэнь-май и их точек используется следующая аббревиатура, принятая во Франции:

    Сосуд Ду-май    VG   Vaisseau Gouverneur

    Сосуд Жэнь-май  VC   Vaisseau de la Conception

 

Ду-май

 

     Ход сосуда:

    Согласно записям в канонах «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) и «Нань цзин» (Канон трудностей), сосуд Ду-май кроме главного ствола имеет еще три ветви.

    Главный ствол начинается внутри нижней части живота, выходит на поверхность в области точки Хуэй-инь VC.1, поднимается по позвоночнику, достигает точки Фэн-фу VG.16 на затылке и входит в головной мозг, связывается с головным мозгом, затем вновь выходит на поверхность, поднимается до макушки, по средней линии лба достигает кончика носа, огибает верхнюю губу, заканчивается в точке Инь-цзяо VG.28.

    Первая ветвь вместе с сосудами Чун-май и Жэнь-май начинается в матке, выходит в области точки Хуэй-инь VC.1, на конце копчика соединяется с основным стволом ножного шао-инь канала почек и с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, вместе они проходят в позвоночнике, выходят в почках.

    Вторая ветвь изнутри нижней части живота поднимается через пупок и сердце, достигает области горла и соединяется с сосудами Жэнь-май и Чун-май, поднимается до нижней челюсти, огибает рот, достигает середины подглазничной области.

    Третья ветвь вместе с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря отходит от внутренних углов глаз, поднимается по лбу, соединяется на макушке (Бай-хуэй VG.20), входит внутрь черепа и связывается с головным мозгом, выходит на поверхность на затылке, идет кнутри от лопаток с двух сторон позвоночника, достигает поясницы, входит в мышцы с двух сторон позвоночника, связывается с почками.

    •   Канон «Су вэнь»: «Ду-май начинается в нижней части живота — в середине полости таза, у женщин входит внутрь и связывается с краем наружного отверстия мочеиспускательного канала, его ветвь следует по половым органам, соединяется в области точки Хуэй-инь [VC.1], делает крюк назад, ветвь делает крюк в ягодицу, достигает [ножного] шао-инь [канала почек], соединяется с ветвью цзюй-ян[3] [канала мочевого пузыря]. Шао-инь [канал почек] поднимается по заднему краю внутренней поверхности бедра, [сосуд Ду-май вместе с ним] проходит в позвоночнике и соединяется с почками.

    Вместе с тай-ян [каналом мочевого пузыря] начинается от внутреннего угла глаза, поднимается по лбу, соединяется на макушке, входит и связывается с головным мозгом, снова выходит на затылке, идет кнутри от лопаток по позвоночнику, достигает поясницы, входит и идет по мышцам с двух сторон позвоночника, связывается с почками. У мужчин он проходит по половому члену, опускается и достигает области точки Хуэй-инь [VC. 1 ], далее — так же, как у женщин. Его поднимающаяся прямо от нижней части живота ветвь пронизывает середину пупка, проходит сердце, входит в горло, поднимается через нижнюю челюсть, огибает губы, поднимается до середины подглазничной области».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Ду-май начинается в точке нижнего края (Хуэй-инь VC.1), идет в позвоночнике, поднимается до Фэн-фу [VG.16], входит внутрь и связывается с головным мозгом».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Ду [-май] — это „море Ян-сосудов". Этот сосуд начинается в матке ниже почек, достигает нижней части живота, опускается и проходит внутрь полости таза, [у женщин] связывается с краем наружного отверстия мочеиспускательного канала, у мужчин проходит по половому члену, опускается и достигает области точки Хуэй-инь [VC.1],y женщин связывается с половыми органами, соединяется в области точки Хуэй-инь [VC.1], делает крюк назад от точки Хуэй-инь [VC.1]. Ветвь делает крюк в ягодицу, достигает ветвей шао-инь [канала почек] и тай-ян [канала мочевого пузыря], соединяется с шао-инь [каналом почек], который проходит по заднему краю внутренней поверхности бедра, от области точки Хуэй-ян [V35]входит в позвоночник, пересекается в точке Чан-цян [VG.1], на конце копчика пересекается с шао-инь [каналом почек], вместе поднимаются внутри позвоночника, проходит Яо-шу [VG.2], [Яо-]ян-гуань PVG.3], Мин-мэнь [VGA], Сюань-шу [VG.5], Цзи-чжун [VG.6], Чжун-шу [VG.7], Цзинь-со [VG.8], Чжи-ян ГУС9], Лин-тай [VG.10], Шэиь-дао [VG.11], Шэнь-чжу [VG.12], Тао-дао [VG.13], в точке Да-чжуй [VG.14] пересекается со всеми ручными и ножными Ян-каналами, поднимается до Я-мэнь [VG.15], где пересекается с сосудом Ян-вэй [-май], входит внутрь и связывается с корнем языка, поднимается до Фэн-фу PVG.16], где пересекается с ножным тай-ян [каналом мочевого пузыря]и сосудом Ян-вэй [-май], вместе входят в головной мозг, проходит Нао-ху [VG.17], Цян-цзянь [VG.18], Хоу-дин [VG.19], поднимается к макушке, проходит Бай-хуэй [VG.20], Цянъ-дин [VG.21], Синь-хуэй [VG.22], Шан-син [VG.23], достигает Шэнь-тин [VG.24], которая является точкой пересечения ножного тай-ян [канала мочевого пузыря] и сосуда Ду-май, проходит по середине лба до основания носа, роходит Су-ляо [VG.25], пересекается с ручным и ножным ян-мин [каналами толстого кишечника и желудка] в Шуй-гоу [VG.26], достигает Дуй-дуань [VG.27], входит в Инъ-цзяо [VG.28], где пересекается с сосудом Жэнь-май, ножным ян-мин [каналом желудка] и заканчивается».

 

    Функции:

 

    1.  Сосуд Ду-май является «верховным управителем всей Ян», «морем Ян-сосудов», управляет и активирует Ци Ян-каналов всего организма, так как проходит по срединной линии спины (спина относится к Ян), пересекается со всеми Ян-каналами, а также с сосудами Ян-вэй-май и Дай-май.

    2.  Сосуд Ду-май тесно связан с головным и спинным мозгом, так как проходит в позвоночнике и входит в головной мозг.

    3.  Сосуд Ду-май тесно связан с функциональной активностью цзанфу-органов, так как проходит по телу вместе с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря и имеет косвенную связь с внутренними органами через шу-точки спины, относящиеся к каналу мочевого пузыря.

 

    Точки сосуда:

 

 

    Чан-цян VG.1            Я-мэнь VG.15       

    Яо-шу VG.2               Фэн-фу VG. 16      

    Яо-ян-гуань VG.3      Нао-ху VG.17       

    Мин-мэнь VG.4        Цян-цзяньУС18      

    Сюань-шу VG.5        Хоу-дин VG.19      

    Цзи-чжун VG.6         Бай-хуэй VG.20     

    Чжун-шу VG.7          Цянь-дин VG.21     

    Цзинь-со VG.8         Синь-хуэй VG.22        

    Чжи-ян VG.9            Шан-син VG.23      

    Лин-тай VG.10         Шэнь-тин VG.24     

    Шэнь-дао VG.11       Су-ляо VG.25       

    Шэнь-чжу VG.12      Шуй-гоу VG.26      

    Тао-дао VG.13          Дуй-дуань VG.27    

    Да-чжуй VG.14         Инь-цзяо VG.28  

 

    Точки пересечения:

 

 

    Хуэй-инь VC.1        Да-чжу V.11    

    Чэн-цзян VC.24      Фэн-мэнь V.12      

    Цзин-мин V.1        

 

    Болезни:

    Напряжение и боль мышц поясницы и спины, чувство тяжести в голове, задержка мочи, недержание мочи, геморрой, женское бесплодие, сумасшествие и эпилепсия.

    •   Канон «Су вэнь»: «Напряжение мышц спины, опистотонус... Боль, стремительно поднимающаяся к области сердца, когда невозможно наклоняться и разгибаться, — это „стремительная грыжа "[4]. Женское бесплодие, задержка мочи, геморрой, недержание мочи, сухость в горле».

    •   Канон «Лин шу»: «При избытке — напряжение мышц позвоночника, при недостатке — чувство тяжести в голове».

    •   Канон «Май цзин» (Канон пульса, 242 г.): «Напряжение и боль мышц поясницы и спины, когда невозможно наклоняться и разгибаться, у взрослых — сумасшествие, у детей — эпилепсия».

 

Жэнь-май

 

     Ход сосуда:

    Согласно записям в каноне «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) и в книге «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.), сосуд Жэнь-май имеет две ветви.

    Первая ветвь начинается в нижней части живота ниже точки Чжун-цзи VC.3, опускается к точке Хуэй-инь VC.1, затем поднимается и выходит наружу в точке Цюй-гу VC.2, далее по передней срединной линии поднимается до горла, пересекаясь с ножным шао-инь каналом почек и сосудом Чун-май в Инь-цзяо VC.7, с ручным тай-ян каналом тонкого кишечника, ручным шао-ян каналом Сань-цзяо и ножным ян-мин каналом желудка в Чжун-вань VC.12, с сосудом Инь-вэй-май в Тянь-ту VC.22, затем поднимается к нижней челюсти, огибает рот, соединяется с сосудом Ду-май в точке Инь-цзяо VG.28, проходит по щекам до подглазничной области (Чэн-ци Е.1).

    Вторая ветвь начинается в матке, проходит Хуэй-инь VC.1, поднимается в позвоночнике.

    •   Канон «Су вэнь»: «Жэнь-май начинается ниже точки Чжун-цзи [VC.3], поднимается к границе роста волос [на лобке], проходит в животе, поднимается до Гуань-юань УС.4], достигает горла, поднимается до нижней челюсти, проходит в лицо, входит в глаза».

    •   Канон «Лин шу»: «Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке, поднимаются в позвоночнике, являются „морями каналов и коллатералей". Их поверхностные ветви снаружи поднимаются по животу, соединяются в горле, ответвляются и окружают рот по губам».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Жэнъ [-май] — это „море Инь-сосудов". Этот сосуд начинается ниже Чжун-цзи [VC.3] внутри нижней части живота, разделяется в Хуэй-инь [VC.1], поднимается вверх и выходит наружу, проходит Цюй-гу [VC.2], поднимается к границе роста волос [на лобке], достигает Чжун-цзи [VC3], вместе с ножными цзюэ-инь [печени], тай-инь [селезенки] и шао-инь [почек] проходит внутри живота, проходит Гуань-юань [VC.4], Ши-мэнь [VC.5], Ци-хай [VC.6], пересекается с ножным шао-инь [почек]и сосудом Чун-май в Инь-цзяо [VC.7], проходит Шэнь-цюэ [VC.8], Шуй-фэнь [VC.9], пересекается с ножным тай-инь [селезенки]в Ся-вань [VC.10], проходит Цзянь-ли [VC.11], пересекается с ручными тай-ян [тонкого кишечника], шао-ян [Сань-цзяо] и ножным ян-мин [желудка] в Чжун-вань [VC.12], [проходит]Шан-вань [VC.13], Цзюй-цюэ [VC.14], Цзю-вэй [VC.15], Чжун-тин [VC.16], Тань-чжун [VC.17], Юй-тан [VC.18], Цзы-гун [VC.19], Хуа-гай [VC.20], Сюань-цзи [VC.21 ], поднимается к горлу, пересекается с сосудом Инь-вэй [-май]в Тянь-ту [VC.22]и Лянь-цюань [VC.23], поднимается к нижней челюсти, проходит Чэн-цзян [VC.24], где пересекается с ручным и ножным ян-мин [толстого кишечника и желудка] и сосудом Ду-май, поднимается и огибает губы, опускается в Инь-цзяо [VG.28], проходит по лицу до середины подглазничной области, достигает Чэн-ци [Е.1] и заканчивается».

 

    Функции:

 

    Сосуд Жэнь-май является «верховным чиновником всей Инь», «морем Инь-сосудов», осуществляет общее руководство Ци Инь-каналов всего организма, так как проходит по срединной линии живота (живот относится к Инь), пересекается со всеми ручными и ножными Инь-каналами. Все ножные Инь-каналы (селезенки, почек, печени) соединяются с Жэнь-май в Чжун-цзи VC.3 и Гуань-юань VC.4, сосуд Инь-вэй-май соединяется с Жэнь-май в Тянь-ту VC.22 и Лянь-цюань VC.23, сосуд Чун-май соединяется с Жэнь-май в Инь-цзяо VC.7. Все ножные Инь-каналы, поднимаясь, связываются со всеми ручными Инь-каналами, поэтому и Жэнь-май связан со всеми Инь-каналами.

    Сосуд Жэнь-май начинается в матке, вместе с сосудом Чун-май относится к «сосудам матки», тесно связан с менструальным циклом, беременностью и родами у женщин и хранением квинтэссенции Цзин у мужчин, является «источником Ци рождения». Кроме того, в каноне «Су вэнь» описана связь Жэнь-май и Чун-май с 7-летними жизненными циклами у женщин: «В возрасте 14 лет у женщины возникает половое влечение, в сосуде Жэнь-май начинается движение, наполняется сосуд Чун-май, временами происходят менструации, поэтому и может забеременеть... В возрасте 49 лет в сосуде Жэнь-май возникает недостаток, ослабевает и истощается сосуд Чун-май, менструации прекращаются, тело стареет и женщина не беременеет...»

    Источником функциональной активности сосудов Жэнь-май и Чун-май является Ци почек, в то же время состояние Ци почек тесно связано с состоянием Ци сосудов Жэнь-май и Чун-май.

 

    Точки:

 

    Хуэй-инь VC.1          Шан-вань VC.13     

    Цюй-гу VC.2             Цзюй-цюэ VC.14     

    Чжун-цзи VC.3         Цзю-вэй VC.15      

    Гуань-юань VC.4      Чжун-тин VC.16     

    Ши-мэнь VC.5          Тань-чжун VC.17    

    Ци-хай VC.6             Юй-тан VC.18       

    Инь-цзяо VC.7         Цзы-гун VC.19      

    Шэнь-цюэ VC.8       Хуа-гай VC.20      

    Шуй-фэнь VC.9       Сюань-цзи VC.21    

    Ся-вань VC.10         Тянь-ту VC.22      

    Цзянь-ли VC.11       Лянь-цюань VC.23       

    Чжун-вань VC.12    Чэн-цзян VC.24  

 

    Точки пересечения:

 

    Инь-цзяо VG.28       Ди-цан Е.4     

    Чэн-ци Е.1      

 

    Болезни:

    Грыжа, бели, менструальные нарушения, бесплодие, задержка мочи, ночное недержание мочи, поллюции, боль в нижней части живота и в области наружных половых органов.

    •   Канон «Су вэнь»: «Внутренний застой Ци и семь типов грыжи у мужчин, бели и затвердения в животе у женщин».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «У мужчин — семь типов грыжи, у женщин — затвердения в животе».

    •   Канон «Май цзин» (Канон пульса, 242 г.): «Резкая боль в нижней части живота, вокруг пупка, опускающаяся к лобковой кости, а также в половых органах».

 

Чун-май

 

     Ход сосуда:

    Согласно записям в древних книгах, линии прохождения сосуда Чун-май сравнительно запутанны. В целом можно выделить пять ветвей сосуда Чун-май.

    Первая ветвь изнутри нижней части живота выходит на поверхность в точке Ци-чун Е.ЗО, поднимается вместе с ножным шао-инь каналом почек на расстоянии 0,5 цуня кнаружи от передней срединной линии, достигает грудной клетки и рассеивается.

    Вторая ветвь от грудной клетки поднимается по горлу до носоглотки, огибает рот.

    Третья ветвь начинается в матке, выходит в области точки Ци-чун Е.ЗО, идет по внутренней поверхности бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места кзади от внутренней лодыжки, входит в подошву стопы.

    Четвертая ветвь от внутреннего края большеберцовой кости наискось входит во внутреннюю лодыжку, достигает тыла стопы, идет до большого пальца стопы.

    Пятая ветвь вместе с сосудом Жэнь-май начинается в матке, поднимается в позвоночнике.

    •   Канон «Су вэнь»: «Чун-май начинается в Гуань-юань [VC.4], поднимается прямо вверх по

животу...»

    •   Канон «Лин шу»: «Чун-май — это „море пяти цзан-органов и шести фу-органов", все пять цзан-органов и шесть фу-органов получают [Ци и кровь сосуда Чун-май].

    Его верхняя ветвь выходит в носоглотку, проникает во все Ян [-каналы], орошает всю квинтэссенцию Цзин.

    Его нижняя ветвь вливается в большую коллатераль шао-инь [почек], выходит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, опускается

    По внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места сзади внутренней лодыжки и разделяется [на две ветви].

    Его опускающаяся ветвь идет с шао-инъ каналом [почек], просачиваясь в три [ножные] Инь [каналы ].

    Его идущая вперед ветвь идет по тылу стопы, входит в промежуток большого пальца».

    •   Канон «Лин шу»: «Чун-май — это „море двенадцати каналов", вместе с большой коллатералью шао-инь [почек] начинается ниже почек, входит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, идет с каналом шао-инь [почек], опускается и входит вместо сзади внутренней лодыжки, входит в подошву.

    Его ветвь наискось входит в лодыжку, выходит в тыл стопы, входит в промежуток большого пальца».

    •   Канон «Лин шу»: «Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке, поднимаются в позвоночнике, являются „морями каналов и коллатералей". Их поверхностные ветви снаружи поднимаются по животу, соединяются в горле, ответвляются и окружают рот по губам».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Чун-май начинается в Ци-чун [Е.ЗО], идет вместе с ножным ян-мин каналом [желудка], поднимается с двух сторон от пупка, достигает груди и рассеивается».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Чун [-май] — это „море каналов". Еще его называют „морем крови". Этот сосуд вместе с Жэнь-май начинается в нижней части живота в матке. Его поверхностная наружная ветвь начинается в Ци-чун [Е.ЗО], соединяется с ножными каналами ян-мин [желудка] и шао-инь [почек], поднимается по животу до Хэн-гу [R. 11], поднимается с двух сторон от пупка на расстоянии 5 фэней [от передней срединной линии], проходит Да-хэ [R.12], Ци-сюэ [R.13], Сы-мань [R.14], Чжун-чжу [R.15], Хуан-шу [R.16], Шан-цюй [R.17], Ши-гуань [R.18], Инь-dy [R.19], [Фу-]тун-гу [R.20], Ю-мэнь [R.21], достигает груди и рассеивается».

 

    Функции:

 

    Значение иероглифа «чун» названия сосуда Чун-май — «стратегически важный путь». Вверху он поднимается до головы, внизу опускается к ступням, пронизывая все тело, является стратегически важным путем, по которому осуществляется общее руководство Ци и кровью всех каналов. Чун-май регулирует состояние Ци и крови двенадцати каналов, поэтому имеет названия «море двенадцати каналов» «море пяти цзан-органов и шести фу-ор-ганов» и «море крови»

    Сосуд Чун-май начинается в матке, вместе с сосудом Жэнь-май относится к «сосудам матки», тесно связан с беременностью, родами и менструальным циклом, имеет названия «жилище крови» и «море крови». В каноне «Су вэнь» говорится: «Когда в сосуде Чун-май достаток [Ци], менструации происходят вовремя... когда в сосуде Чун-май нехватка и слабость [Ци], менструации истощаются». В каноне «Су вэнь» также описана связь сосудов Чун-май и Жэнь-май с 7-летними жизненными циклами у женщин.

    Источником функциональной активности сосудов Чун-май и Жэнь-май является Ци почек, в то же время состояние Ци почек тесно связано с состоянием Ци сосудов Чун-май и Жэнь-май. Почки хранят квинтэссенцию Цзин, управляют развитием и воспроизводством, «расцветают в волосах». В каноне «Лин шу» говорится: «У евнухов... поврежден сосуд Чун-май... нет достатка в сосудах Чун-май и Жэнь-май, есть Ци и нет крови... поэтому не растут борода и усы». Также считается, что содержание крови в сосудах Чун-май и Жэнь-май у мужчин выше, чем у женщин (женщины теряют кровь во время менструаций), именно поэтому у мужчин растут борода и усы, так как «волосы — это излишек крови».

 

    Точки пересечения:

 

    Хуэй-инь VC.1       Инь-цзяо VC.7

    Ци-чун Е.ЗО           Хэн-гу R.11

    Гуань-юань VC.4   Да-хэ R.12

    Ци-сюэ R.13           Ши-гуань R.18

    Сы-мань R.14         Инь-ду R.19

    Чжун-чжу R.15       Фу-тун-гу R.20

    Хуан-шу R.16          Ю-мэнь R.21

    Шан-цюй R.17

 

    Болезни:

 

    Нарушения менструального цикла, женское бесплодие, маточные кровотечения, выкидыши, а также боль в грудной клетке и животе, одышка, ощущение стремительного поднятия газов (Ци) к области грудной клетки.

    •   Канон «Су вэнь»: «Когда в сосуде Чун-май достаток [Ци], менструации происходят вовремя-когда в сосуде Чун-май нехватка и слабость [Ци], менструации истощаются... Болезни Чун-май — аномальное поднятие Ци и ощущение стягивания в животе».

    •   Канон «Лин шу»: «Если в „море крови" образуется избыток, больному кажется, что тело его большое, он приходит в ярость, но не знает, что болен. Если в „море крови " образуется нехватка, больному кажется, что тело его маленькое, он подавлен, но не знает, что болен».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «... аномальное поднятие Ци, ощущение стягивания в животе».

    •   Канон «Май цзин» (Канон пульса, 242 г.): «... боль в нижней части живота, поднимающаяся к области сердца... женское бесплодие, недержание мочи, чувство переполнения в подреберье».

 

Дай-май

 

     Ход сосуда:

 

    Сосуд Дай-май начинается в подреберье в точке Чжан-мэнь F.13, вместе с ножным шао-ян каналом желчного пузыря проходит через точки Дай-май VB.26, У-шу VB.27 и Вэй-дао VB.28, огибает туловище поперек спереди через живот и сзади через II поясничный позвонок (Мин-мэнь VG.4).

    •   Канон «Лин шу»: «Основной ствол ножного шао-инъ [канала почек] достигает подколенной ямки, ответвление идет к тай-ян и сливается с ним, поднимается до почек, в месте четырнадцатого позвонка выходит и соединяется с сосудом Дай-май».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Сосуд Дай-май начинается в подреберье, делает оборот вокруг туловища».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Сосуд Дай-май начинается в подреберье в точке Чжан-мэнь [F. 13] ножного цзюэ-инь [канала печени], вместе с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря] проходит Дай-май [VB.26], У-шу [VB.27] и Вэй-дао [VB.28], делает оборот по животу и пояснице».

 

    Функции:

 

    Значение иероглифа «дай» названия сосуда Дай-май — «пояс». Этот сосуд огибает туловище поперек, словно пояс, связывая все ножные каналы, а также семь других сосудов системы восьми сосудов, поэтому основной его функцией является «связывание всех каналов».

    Особо тесную связь Дай-май имеет с сосудами Ду-май, Жэнь-май и Чун-май.

 

    Точки пересечения:

 

    Чжан-мэнь F.13  

    Вэй-дао VB.28

    Дай-май VB.26   

    Мин-мэнь VG.4

    У-шу VВ.27

 

    Болезни:

 

    Вздутие и чувство переполнения в животе, слабость в пояснице, слабость и нарушение чувствительности в нижних конечностях, у женщин — нарушения менструального цикла, бели, выпадение матки.

    •   Канон «Су вэнь»: «При нарушении в сосуде Дай-май — онемение и нарушение подвижности стоп».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «При болезнях Дай-май — чувство переполнения в животе, слабость в пояснице, словно сидишь в воде».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Из всех поднимающихся и опускающихся каналов в сосуд Дай-май сочится жар, возникает скопление холода и жара, происходит переполнение белых веществ, которые выделяются с мочой, текут непрерывно — это бели».

 

Инь-вэй-май

 

     Ход сосуда:

 

    Сосуд Инь-вэй-май начинается в области груди и живота, которая является «местом пересечения всех Инь-каналов» (ЩЩ З-Зс). Ци сосуда выходит на поверхность в точке Чжу-бинь R.9, поднимается по внутренней поверхности нижней конечности до живота, далее идет вместе с ножным тай-инь каналом селезенки на расстоянии 4 цуня кнаружи от передней срединной линии до точки Ци-мэнь F.14, пересекаясь с ножным цзюэ-инь каналом печени, проходит по грудной клетке и соединяется с сосудом Жэнь-май в точках Тянь-ту VC.22 и Лянь-цюань VC.23, поднимается до места кпереди от макушки, где и заканчивается.

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Инь-вэй [-май]начинается в „месте пересечения всех Инь-каналов"».

    •   «Ши сы цзин фа хуэй» (Проявления четырнадцати каналов, 1341 г.): «Инь-вэй [-май]связывает все Инь [-каналы]. Этот сосуд начинается в „месте пересечения всех Инь-каналов".     Ци сосуда появляется в точке-щели Инь-вэй [-май], которая называется Чжу-бинь [R.9], пересекается с ножным тай-инь [каналом селезенки] в Фу-шэ [RP.13], Да-хэн [RP.15] и Фу-ай [RP.16], пересекается с ножным цзюэ-инь [каналом печени]в Ци-мэнь [F.14], пересекается с сосудом Жэнь-май в Тянь-ту [VC.22] и Лянь-цюань [VC.23]».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Инь-вэй [-май]начи-нается в „месте пересечения всех Инь-каналов ". Этот сосуд появляется в точке Чжу-бинь [R.9] ножного шао-инь [канала почек], которая является точкой-щелью Инь-вэй [-май], расположена между мышцами икры на 5 цуней вверх от внутренней лодыжки, поднимается по внутренней поверхности бедра, идет вверх и выходит в нижнюю часть живота, в точке Фу-шэ [RP.13]пересекается с ножными [каналами]тай-инь, цзюэ-инь, шао-инь и ян-мин [селезенки, печени, почек и желудка], поднимается и пересекается с ножным тай-инь [каналом селезенки] в Да-хэн [RP.15] и Фу-ай [RP.16], идет по ребрам, пересекается с ножным цзюэ-инь [каналом печени] в Ци-мэнь [F.14], поднимается по груди, диафрагме и горлу, соединяется с сосудом Жэнь-май в Тянь-ту [VC.22] и Лянь-цюань [VC.23], доходит до места перед макушкой и заканчивается».

 

    Функции:

 

    Значение иероглифа «вэй» названия сосуда Инь-вэй-май — «связывать». Основной функцией этого сосуда является «связывание» всех Инь-каналов и сосуда Жэнь-май, а также регулировка в них состояний недостатка и избытка, то есть способность вбирать в себя излишек Ци и крови при избытке и отдавать их при недостатке.

    Сосуд Инь-вэй-май «управляет» внутренним. Чжан Юаньсу (1151 — 1234 гг.) писал: «Питательная Ци относится к Инь, управляет внутренним. Когда патогенная Ци проникает в сосуд Инь-вэй-май, — болезнь внутри, поэтому и возникает мучительная боль в области сердца».

 

    Точки пересечения:

 

    Чжу-бинь R.9          Фу-ай RP.16    

    Чун-мэнь RP. 12     Ци-мэнь F. 14      

    Фу-шэ RP.13           Тянь-ту VC.22      

    Да-хэн RP.15          Лянь-цюань VC.23    

 

    Болезни:

 

    Боль в грудной клетке, в области сердца, в животе, чувство переполнения в подреберье и другие проявления внутренних синдромов.

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Болезнь Инь-вэй [-май] — мучительная боль в области сердца».

    •   Канон «Май цзин» (Канон пульса, 242 г.): «... мучительная боль в грудной клетке, чувство переполнения в подреберьях, боль в области сердца».

 

Ян-вэй-май

 

     Ход сосуда:

 

    Сосуд Ян-вэй-май начинается в голове, которая является «местом пересечения всех Ян-каналов». Ци сосуда выходит на поверхность в точке Цзинь-мэнь V.63, поднимается по наружной поверхности нижней конечности, проходит область тазобедренного сустава, достигает места сзади подмышечной ямки, поднимается на надплечье, проходит за ухом к месту на 1 цунь выше середины брови (Ян-бай VB.14), далее вместе с ножным шао-ян каналом желчного пузыря идет прямо назад к затылочной области до точки Фэн-чи VB.20, после чего соединяется с сосудом Ду-май в точках Фанеру УС.16иЯ-мэнь VG.15.

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Ян-вэй [-май] начинается в „месте пересечения всех Ян-каналов"».

    •   «Ши сы цзин фа хуэй» (Проявления четырнадцати каналов, 1341 г.): «Ян-вэй [-май] связывает все Ян [-каналы]. Этот сосуд начинается в „месте пересечения всех Ян-каналов". Ци сосуда появляется в Цзинь-мэнь [V.63], его точка-щель — Ян-цзяо [VB.35], пересекается с ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря] и сосудом [Ян-] цяо-май в точке Нао-шу [IG.10], пересекается с ручным и ножным шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря] в Тянь-ляо [TR.15] и Цзянь-цзин [VB.21], на голове также пересекается с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря] в Бэнь-шэнь [VB.13], Ян-бай [VB.14], Тоу-линь-ци [VB.15], поднимается до Чжэн-ин [VB.17], проходит Нао-кун [VB.19], опускается до Фэн-чи [VB.20], пересекается с сосудом Ду-май в Фэн-фу [УС16]и Я-мэнь [VG.15]».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Ян-вэй [-май]начинается в „месте пересечения всех Ян-каналов ". Этот сосуд появляется в точке Цзинь-мэнь [V.63 ] ножного тай-ян [канала мочевого пузыря], расположенной ниже наружной лодыжки на 1 цунь с половиной, поднимается к месту на 7 цуней выше наружной лодыжки, в точке Ян-цзяо [VB.35] пересекается с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря], эта точка является точкой-щелью Ян-вэй [-май]. Поднимается по наружному краю колена до области тазобедренного сустава, достигает боковой области нижней части живота, пересекается с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря] в Цзюй-ляо [VB.29], идет по ребрам и наискось поднимается в локоть, поднимается и пересекается с ручным ян-мин [каналом толстого кишечника], ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря] в Би-нао [GI.14], идет к надплечью, в Нао-хуэй [TR.13] и Тянь-ляо [TR.15] пересекается с ручным шао-ян [каналом Сань-цзяо], в Цзянь-цзин [VB.21] пересекается с ручным и ножным шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря] и ножным ян-мин [каналом желудка], после вхождения в надплечье пересекается с ручным тай-ян [каналом тонкого кишечника] и Ян-цяо [-май]в Нао-шу [IG.10], поднимается за ухом, в Фэн-чи [VB.20] пересекается с ножным и ручным шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря], поднимается в Нао-кун [VB.19], Чэн-лин [VB.18], Чжэн-ин [VB.17], Му-чуан [VB.16], [Toy-]линь-ци [VB.15], опускается по лбу и в точке Ян-бай [VB.14 [пересекается с ручными и ножными шао-ян [каналами Сань-цзяо и желчного пузыря] и ян-мин [каналами толстого кишечника и желудка]— пять каналов, идет по голове и входит в ухо, поднимается до Бэнь-шэнь [VB.13]'и заканчивается».

 

    Функции:

 

    Значение иероглифа «вэй» названия сосуда Ян-вэй-май — «связывать». Основной функцией этого сосуда является «связывание» всех Ян-каналов и сосуда Ду-май, а также регулировка в них состояний недостатка и избытка, то есть способность вбирать в себя излишек Ци и крови при избытке и отдавать их при недостатке.

Сосуд Ян-вэй-май «управляет» наружным. Чжан Юаньсу (1151 — 1234 гг.) писал: «Защитная Ци относится к Ян, управляет наружным. Когда патогенная Ци проникает в сосуд Ян-вэй-май, —   болезнь снаружи, поэтому и возникают мучительные озноб и жар».

 

    Точки пересечения:

 

 

    Цзинь-мэнь V.63 Ян-бай VB.14       

    Ян-цзяо VB.35   Тоу-линь-ци VB.15      

    Цзюй-ляо VB.29  Му-чуан VB.16      

    Би-нао GI.14    Чжэн-ин VB.17      

    Нао-хуэй TR.13  Чэн-лин VB.18      

    Нао-шу IG.10    Нао-кун VB. 19     

    Тянь-ляо TR.15  Фэн-чи VB.20       

    Цзянь-цзин VB.21    Фэн-фу VG.16       

    Бэнь-шэнь VB.13 Я-мэнь VG.15    

 

    Болезни:

 

    Озноб, лихорадка и другие проявления наружного синдрома.

    • Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Болезни Ян-вэй [-май] — мучительные озноб и жар».

 

Инь-цяо-май

 

     Ход сосуда:

 

    Сосуд Инь-цяо-май начинается сзади бугристости ладьевидной кости (кзади от точки Жань-гу R.2), выходит в точку Чжао-хай R.6, пересекаясь с ножным шао-инь каналом почек, проходит внутреннюю лодыжку, поднимается по внутренней поверхности нижней конечности, входит в половые органы, поднимается по животу и грудной клетке до надключичной ямки, проходит по горлу кпереди от точки Жэнь-ин Е.9, идет сбоку носа, достигает внутреннего угла глаза (Цзин-мин V.1), где пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря и сосудом Ян-цяо-май, вместе с которыми поднимается и входит в головной мозг.

    •   Канон «Лин шу»: «[Инъ-]цяо-май — ответвление [ножного]шао-инь [канала почек], начинается сзади бугристости ладьевидной кости, поднимается вверх от внутренней лодыжки, идет прямо вверх по Инь-стороне бедра, входит в половые органы, поднимается внутри грудной клетки, входит в надключичную ямку, выходит впереди от Жэнь-ин [Е.9], входит сбоку от носа, связывается с внутренним углом глаза, пересекается с [ножным]тай-ян [каналом мочевого пузыря]и Ян-цяо [-май], [вместе с которыми] поднимается вверх».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Инь-цяо-май также [как и Ян-цяо-май] начинается в пятке, проходит внутреннюю лодыжку и поднимается до горла, пересекается с сосудом Чун-май».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Инь-цяо [-май] — ответвление ножного шао-инь [канала почек]. Этот сосуд начинается в пятке сзади точки Жань-гу [R.2] ножного шао-инь [канала почек], вместе с ножным шао-инь [каналом почек] идет до точки Чжао-хай [R.6] ниже внутренней лодыжки, поднимается до места на 2 цуня выше внутренней лодыжки до точки Цзяо-синь [R.8], которая является его точкой-щелью, поднимается прямо по Инь-стороне бедра, входит в половые органы, поднимается внутри грудной клетки, входит в надключичную ямку, поднимается и выходит впереди от Жэнь-ин [Е.9], достигает горла, пересекается с сосудом Чун-май, входит сбоку носа, поднимается до внутреннего угла глаза, пересекается с ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря], ножным ян-мин [каналом желудка]и Ян-цяо [-май] — пять каналов — в точке Цзин-мин [V.1]u поднимается вверх».

 

    Функции:

 

    1. Значение иероглифа «цяо» названия сосудов Инь-цяо-май и Ян-цяо-май — «пятка», «проворность пяток» (то есть подвижность ног, быстрота ходьбы). Инь-цяо-май и Ян-цяо-май начинаются в пятке, регулируют двигательные функции конечностей и тела, то есть «проворность пяток».

    2. Сосуды Инь-цяо-май и Ян-цяо-май связаны с бодрствованием и сном человека, так как пересекаются во внутреннем углу глаза и входят в головной мозг. Инь-цяо-май «управляет» покоем и сном, а Ян-цяо-май — активностью и бодрствованием. При избытке Ци сосуда Инь-цяо-май «слипаются глаза и хочется спать», а при избытке Ци сосуда Ян-цяо-май «глаза широко открыты и невозможно уснуть».

 

    Точки пересечения:

 

    Чжао-хай R.6    Цзин-мин V.1

    Цзяо-синь R.8

 

    Болезни:

 

    Дряблость мышц наружной стороны конечностей и спазмы в их внутренней стороне, сонливость.

    •   Канон «Лин шу»: «Что происходит с Ци, когда болят глаза и невозможно смотреть? Защитная Ци задерживается в Инь и не может пройти в Ян. Когда она задерживается в Инь, происходит переполнение Инь. Когда происходит переполнение Инь-Ци, наполняется Инь-цяо [-май]. Когда не может войти в Ян, возникает нехватка Ян-Ци, поэтому глаза закрываются».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Болезни Инь-цяо [-май] — дряблость Ян [стороны]и спазмы Инь [стороны]»[5].

 

Ян-цяо-май

 

     Ход сосуда:

 

    Сосуд Ян-цяо-май начинается в точке Шэнь-май V.62 на наружной стороне пятки, проходит наружную лодыжку, поднимается по заднему краю малоберцовой кости и далее по наружной поверхности бедра, проходит область тазобедренного сустава, идет по ребрам, достигает области плечевого сустава, проходит надплечье, поднимается по шее до угла рта, достигает внутреннего угла глаза (Цзин-мин V.1), где пересекается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря, ручным тай-ян каналом тонкого кишечника, ножным ян-мин каналом желудка и сосудом Инь-цяо-май, проходит по голове до точки Фэн-чи VB.20, где соединяется с ножным шао-ян каналом желчного пузыря.

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Ян-цяо [-май] начинается в пятке, поднимается через наружную лодыжку, входит в Фэн-чи [VB.20]».

    •   «Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): «Ян-цяо [-май] — ответвление ножного тай-ян [канала мочевого пузыря]. Этот сосуд начинается в пятке, выходит в наружной лодыжке, опускается в точку Шэнь-май [V.62] ножного тай-ян [канала мочевого пузыря], за лодыжкой огибает пятку, в Пу-цань [V.61] его корень, поднимается на 3 цуня выше наружной лодыжки, Фу-ян [У59] — его точка-щель, поднимается прямо по наружному краю бедра, по задней части ребер поднимается до лопаток, поднимается и пересекается с ручным тай-ян [каналом тонкого кишечника]и Ян-вэй [-май]в Нао-шу [IG.10], поднимается и проходит по наружному краю надплечья, пересекается с ручным ян-мин [каналом толстого кишечника] в Цзюй-гу [GI.16], пересекается с ручными ян-мин [каналом толстого кишечника] и шао-ян [каналом Сань-цзяо] в Цзянь-юй [GI.15], поднимается до Жэнь-ин [Е.9], доходит до уголков губ, пересекается с ручным и ножным ян-мин [каналами толстого кишечника и желудка] и сосудом Жэнь-май в Ди-цан [Е.4], вместе с ножным ян-мин [каналом желудка] поднимается и проходит Цзюй-ляо [Е.З], вновь пересекается с сосудом Жэнь-май в Чэн-ци [Е.1 ], достигает внутреннего угла глаза и пересекается с ручным и ножным тай-ян [каналами тонкого кишечника и мочевого пузыря], ножным ян-мин [каналом желудка] и Инь-цяо [-май] — пять каналов — в точке Цзин-мин [V.1], поднимается от Цзин-мин [V.1] и входит в границу роста волос, опускается за ухо, входит в точку в Фэн-чи [VB.20] и заканчивается».

 

    Точки пересечения:

 

    Шэнь-май V.62       Цзюй-гу GI.16      

    Пу-цань V.61          Ди-цан Е.4     

    Фу-ян V.59              Цзюй-ляо Е.3       

    Цзюй-ляо VB.29     Чэн-ци Е.1     

    Нао-шу IG.10           Цзин-мин V.1       

    Цзянь-юй GI.15      Фэн-чи VB.20    

 

    Болезни:

 

    Дряблость мышц внутренней стороны конечностей и спазмы на их наружной стороне, бессонница, боль в глазах.

    •   Канон «Су вэнь»: «Когда патогенная Ци проникает в ножной сосуд Ян-цяо-май, болят глаза, начиная с внутренних углов глаз».

    •   Канон «Лин шу»: «Что происходит с Ци, когда невозможно уснуть? Защитная Ци не может войти в Инь, обычно задерживается в Ян. Когда она задерживается в Ян, происходит наполнение Ян-Ци. Когда происходит наполнение Ян-Ци, переполняется Ян-цяо [-май]. Когда не может войти в Инь, возникает нехватка Инь-Ци, поэтому глаза не закрываются».

    •   Канон «Нань цзин» (Канон трудностей): «Болезни Ян-цяо [-май] — дряблость Инь [стороны] и спазмы Ян [стороны]».

 

Ответвления двенадцати каналов

 

     Ответвления двенадцати каналов — это ответвления, отходящие от главных каналов на конечностях, которые входят вглубь тела, связываются с внутренними органами, после чего поднимаются к голове, где и заканчиваются.

    Последовательность хода ответвлений двенадцати каналов подчиняется четырем основным закономерностям:

    - «Отделение» (Ш ли), то есть отделение от основного канала с этим же названием в области четырех конечностей.

    - «Вход» (жу), то есть вход в грудную клетку и брюшную полость.

    - «Выход» ( чу), то есть выход на поверхность тела и голову после связи со взаимосвязанными цзанфу-органами в грудной клетке и брюшной полости.

    - «Слияние» (хэ), то есть слияние ответвлений Ян-каналов со своими же каналами и слияние ответвлений Инь-каналов с Ян-каналами, связанными с их каналами наружно-внутренней взаимосвязью.

    Таким образом, ответвления двенадцати каналов, согласно наружно-внутренней взаимосвязи каналов, делятся на шесть групп, которые в каноне «Лин шу» обозначены термином «шесть слияний» (лю хэ) (таблица 5).

 

    Следует выделить некоторые особенности прохождения ответвлений двенадцати каналов:

    Ответвления каналов отделяются от основных каналов на конечностях, после прохождения в грудной клетке и брюшной полости ответвления Ян-каналов соединяются со своими же каналами, а ответвления Инь-каналов — с Ян-каналами, связанными с их каналами наружно-внутренней взаимосвязью.

    В полости тела ответвления Инь-каналов обычно проходят через относящийся к их каналам цзан-орган. Ответвления Ян-каналов, кроме прохождения соответствующих фу-органов, связываются с цзан-органами каналов, связанных с их каналами наружно-внутренней взаимосвязью.

    Места «отделения» и «слияния» ответвлений двенадцати каналов тесно связаны с местами прохождения главных каналов. Например, ножной цзюэ-инь канал печени соединяется со «связанными с глазами тканями», а ножной шао-ян канал желчного пузыря начинается у наружного угла глаза. «Слияние» ответвлений ножного цзюэ-инь канала печени и ножного шао-ян канала желчного пузыря также происходит в наружном углу глаза.

    Направления хода ответвлений и каналов имеют явные различия. Среди двенадцати каналов ручные Инь-каналы от груди идут к рукам, а ножные Ян-каналы от головы идут к ногам. Все же ответвления от конечностей идут во внутренние органы. Поэтому направление хода ответвлений ручных Инь-каналов и ножных Ян-каналов не совпадает с направлением хода каналов, к которым они относятся.

    Основной функцией ответвлений двенадцати каналов является усиление наружно-внутренних взаимосвязей между каналами, а также укрепление взаимодействия каналов с соответствующими цзанфу-органами. Кроме того, посредством ответвлений усиливается связь Инь-каналов с головой,

    Так как ответвления Инь-каналов сливаются с Ян-каналами в области головы, а сами Инь-каналы (кроме каналов печени и сердца) до головы не доходят.

    Следует помнить о различиях между ответвлениями каналов и ветвями каналов. Ветви каналов связывают каналы с какими-либо частями тела и органами или соединяют канальную Ци различных каналов.

    Направление их хода не имеет закономерностей, они не сливаются со своим каналом. Ответвления каналов проходят по закономерностям «отделения», «входа», «выхода» и «слияния», образуют «шесть слияний» (таблица 6).

    Ответвления каналов имеют явные отличия и от коллатералей двенадцати каналов, которые также отходят от главных каналов на конечностях. Ответвления каналов усиливают наружно-внутренние взаимосвязи между каналами внутри тела, связываясь с цзанфу-органами. Коллатерали же связывают Инь-канал и Ян-канал на поверхности тела. Способы связи также различны. Все ответвления соединяются с Ян-каналами, в то время как коллатерали Инь-каналов сливаются с Ян-каналами, а коллатерали Ян-каналов — с Инь-каналами.

    Ответвления каналов не имеют своих точек, им не свойственны определенные болезни, однако в клинике они тесно связаны с болезнями своих каналов и их точками. Ответвления каналов проходят через различные части тела и органы, по которым двенадцать каналов не проходят, тем самым расширяя сферу воздействия точек этих каналов, что имеет важное руководящее значение в клинике. Ниже приводится несколько примеров, в которых использование определенных точек связано с местами прохождения ответвлений каналов.

    Ножной ян-мин канал желудка никак не связан с сердцем, однако его ответвление проходит сердце, поэтому многие точки канала желудка используются при лечении болезней сердца, таких, как сумасшествие, эпилепсия и бессонница.

    В песне «Яшмовый дракон» (XIII в.) содержится упоминание о лечении геморроя при помощи точки Чэн-шань V.57 ножного тай-ян канала мочевого пузыря. Однако, ножной тай-ян канал мочевого пузыря вовсе не связан с анусом. Связь осуществляется через ответвление, которое входит в анус.  

    Ручной цзюэ-инь канал перикарда от груди идет к рукам, не достигая области горла. Однако, многие точки ручного цзюэ-инь канала перикарда (Да-лин МС.7, Цзянь-ши МС.5 и др.) могут применяться при лечении болезней горла. Это объясняется тем, что ответвление канала перикарда входит в горло.

    Многие точки ручного ян-мин канала толстого кишечника (Шан-ян GI.1, Эр-цзянь GI.2, Сань-цзянь GI.3) также можно использовать при лечении болезней горла, в то время как этот канал поднимается по шее и идет по щеке, не достигая области горла. Это также объясняется тем, что ответвление ручного ян-мин канала толстого кишечника поднимается по горлу.

    Все Ян-каналы проходят по области головы. Инь-каналы (кроме ножного цзюэ-инь печени, поднимающегося до макушки, и ветви ручного шао-инь сердца, соединяющейся со «связанными с глазами тканями») не поднимаются до головы, поэтому в каноне «Су вэнь» голова названа «местом пересечения всех Ян-каналов». Однако, в клинике при лечении болезней головы и шеи часто применяются точки Инь-каналов. Объяснением служит то, что ответвления Инь-каналов сливаются с Ян-каналами в области головы. Именно поэтому в «Поэме Си Хуна» (XII в.) и поэме «Таинственный свет» (XVI в.) имеются записи о лечении головной боли при помощи точек Ле-цюэ Р.7 и Тай-юань Р.9 ручного тай-инь канала легких. В «Песне под рукой» (XVI в.) также говорится о лечении боли в теменной области головы при помощи точки Юн-цюань R.1 ножного шао-инь канала почек. Это указывает на прямую или косвенную связь Ян-каналов и Инь-каналов с головой.

 

Первое слияние

 

     Первое слияние — это слияние ответвлений ножного тай-ян канала мочевого пузыря и ножного шао-инь канала почек с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря.

 

Ответвление ножного тай-ян канала мочевого пузыря

 

     Отходит от ножного тай-ян канала мочевого пузыря в области подколенной ямки, одна его ветвь достигает места на 5 цуней ниже копчика, входит в анус, входит внутрь и связывается с мочевым пузырем, распространяется в почки, поднимается с двух сторон позвоночника, достигает области сердца, входит внутрь и распространяется. Идущая прямо ветвь поднимается с двух сторон позвоночника, выходит в затылке, вновь соединяется с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря.

    •   Канон «Лин шу»: «Ответвление от основного ствола ножного тай-ян канала [мочевого пузыря J входит в подколенную ямку. Одна его ветвь опускается к месту на 5 цуней ниже копчика, входит в анус, соединяется с мочевым пузырем, рассеивается в почках, идет с двух сторон позвоночника, входит в сердце и распространяется. Прямая ветвь поднимается от мышц с двух сторон позвоночника, входит в затылок, снова соединяется с [ножным] тай-ян [каналом мочевого пузыря]».

 

Ответвление ножного шао-инь канала почек

 

     Отходит от ножного шао-инь канала почек в области подколенной ямки, поднимается вместе с ответвлением ножного тай-ян канала мочевого пузыря до почек, выходит в месте II поясничного позвонка и связывается с сосудом Дай-май. Идущая прямо ветвь поднимается и соединяется с корнем языка, после чего отклоняется назад и выходит в затылке, где сливается с ножным тай-ян каналом мочевого пузыря.

    •   Канон «Лин шу»: «Основной ствол ножного шао-инь [канала почек] достигает подколенной ямки. Ответвление идет к [ответвлению ножного]тай-ян [канала мочевого пузыря] и сливается с ним, поднимается до почек, в месте четырнадцатого позвонка выходит и соединяется с сосудом Дай-май. Прямая ветвь связывается с корнем языка, снова выходит в затылке, сливается с [ножным] тай-ян [каналом мочевого пузыря]».

 

Второе слияние

 

     Второе слияние — это слияние ответвлений ножного шао-ян канала желчного пузыря и ножного цзюэ-инь канала печени с ножным шао-ян каналом желчного пузыря.

 

Ответвление ножного шао-ян канала желчного пузыря

 

     Отходит от ножного шао-ян канала желчного пузыря в области тазобедренного сустава, делает крюк и входит в границу роста волос на лобке, соединяется с ответвлением ножного цзюэ-инь канала печени. Его ветвь поднимается и между ребрами входит в грудную клетку, соединяется с желчным пузырем и печенью, проходит сердце, идет вдоль пищевода, выходит на поверхность в области нижней челюсти, распространяется по лицу, соединяется со «связанными с глазами тканями» (ткани, соединяющие глазные яблоки с мозгом), у наружного угла глаза вновь соединяется с ножным шао-ян каналом желчного пузыря.

    •   Канон «Лин шу»: «Ответвление от основного ствола ножного шао-ян [канала желчного пузыря] делает крюк в области тазобедренного сустава, входит в границу роста волос на лобке, сливается с [ответвлением ножного] цзюэ-инь [канала печени]. Его ветвь входит между ребрами, идет внутри грудной клетки, соединяется с желчным пузырем, рассеивается в печени, поднимается и проходит сердце, идет по горлу, выходит в нижней челюсти, рассеивается в лице, соединяется со „связанными с глазами тканями", сливается с [ножным]шао-ян [каналом желчного пузыря]у наружного угла глаза».

 

Ответвление ножного цзюэ-инь канала печени

 

     Отходит от ножного цзюэ-инь канала печени в области тыла стопы, поднимается до границы роста волос на лобке, сливается и идет вместе с ответвлением ножного шао-ян канала желчного пузыря.

    •   Канон «Лин шу»: «Ответвление от основного ствола ножного цзюэ-инь [канала печени] отделяется на тыле стопы, поднимается до границы роста волос на лобке, сливается и идет вместе с ответвлением [ножного] шао-ян [канала желчного пузыря]».

 

Третье слияние

 

     Третье слияние — это слияние ответвлений ножного ян-мин канала желудка и ножного тай-инь канала селезенки с ножным ян-мин каналом желудка.

 

Ответвление ножного ян-мин канала желудка

 

     Отходит от ножного ян-мин канала желудка в верхней части передней поверхности бедра, входит в брюшную полость, связывается с желудком, рассеивается в селезенке, поднимается и проходит сердце, идет по горлу, выходит в области рта, поднимается до основания переносицы и подглазничной области, соединяется со «связанными с глазами тканями» (ткани, соединяющие глазные яблоки с мозгом), вновь сливается с ножным ян-мин каналом желудка.

    •   Канон «Лин шу»: «Основной ствол ножного ян-мин [канала желудка] поднимается до верхней части бедра, ответвление входит внутрь живота, связывается с желудком, рассеивается в селезенке, поднимается и проходит сердце, поднимается по горлу и выходит в области рта, поднимается до основания переносицы и подглазничной области, соединяется со „связанными с глазами тканями", сливается с [ножным] ян-мин [каналом желудка]».

 

Ответвление ножного тай-инь канала селезенки

 

     Отходит от ножного тай-инь канала селезенки в верхней части передней поверхности бедра, сливается и идет вместе с ответвлением ножного ян-мин канала желудка, поднимается к горлу, проходит к корню языка.

    •   Канон «Лин шу»: «Основной ствол ножного тай-инь [канала селезенки] поднимается до верхней части бедра, сливается и идет вместе с ответвлением [ножного] ян-мин [канала желудка], поднимается и связывается с горлом, проходит к корню языка».

 

Четвертое слияние

 

    Четвертое слияние — это слияние ответвлений ручного тай-ян тонкого кишечника и ручного шао-инь канала сердца с ручным тай-ян каналом тонкого кишечника.

 

Ответвление ручного тай-ян канала тонкого кишечника

 

     Отходит от ручного тай-ян канала тонкого кишечника в области плечевого сустава, входит в подмышечную область, проходит сердце, опускается и связывается с тонким кишечником.

    •   Канон «Лин игу»: «Ответвление от основного ствола ручного тай-ян [канала тонкого кишечника] отделяется в области плечевого сустава, входит в подмышку, идет к сердцу, связывается с тонким кишечником».

 

Ответвление ручного шао-инь канала сердца

 

     Отходит от ручного шао-инь канала сердца в подмышечной области, входит в грудную клетку, соединяется с сердцем, поднимается до горла, выходит в лицо, сливается с ручным тай-ян каналом тонкого кишечника у внутреннего угла глаза.

    •   Канон «Лин шу»: «Ответвление от основного ствола ручного шао-инь [канала сердца] отделяется в области точки Юань-е [VB.22] между двумя сухожилиями, связывается с сердцем, поднимается по горлу, выходит в лицо, сливается [с ручным тай-ян каналом тонкого кишечника] у внутреннего угла глаза».

 

Пятое слияние

 

    Пятое слияние — это слияние ответвлений ручного шао-ян канала Сань-цзяо и ручного цзюэ-инь канала перикарда с ручным шао-ян каналом Сань-цзяо.

 

Ответвление ручного шао-ян канала Сань-цзяо

 

     Отходит от ручного шао-ян канала Сань-цзяо в области макушки, опускается и входит в надключичную ямку, проходит через три части Сань-цзяо (Шан-цзяо, Чжун-цзяо и Ся-цзяо), рассеивается в грудной клетке.

    •   Канон «Лин шу»: «Ответвление от основного ствола ручного шао-ян [канала Сань-цзяо] отделяется на макушке, входит в надключичную ямку, опускается и проходит Сань-цзяо, рассеивается в грудной клетке».

 

Ответвление ручного цзюэ-инь канала перикарда

 

     Отходит от ручного цзюэ-инь канала перикарда в месте на 3 цуня ниже точки Юань-е VB.22, входит в грудную клетку, раздельно соединяется с тремя частями Сань-цзяо (Шан-цзяо, Чжун-цзяо и Ся-цзяо), поднимается и идет по горлу, выходит на поверхность в заушной области ниже сосцевидного отростка височной кости (Вань-гу VB.12), сливается с ручным шао-ян каналом Сань-цзяо.

    •   Канон «Лин шу»: «Ответвление от основного ствола ручного канала перикарда отделяется от места на 3 цуня ниже точки Юань-е [VB.22], входит в грудную клетку, раздельно соединяется с тремя частями Сань-цзяо, поднимается и проходит по горлу, выходит за ухом, сливается с [ручным] шао-ян [каналом Сань-цзяо]ниже  Вань-гу [VB.12]».

 

Шестое слияние

 

     Шестое слияние — это слияние ответвлений ручного ян-мин канала толстого кишечника и ручного тай-инь канала легких с ручным ян-мин каналом толстого кишечника.

Ответвление ручного ян-мин канала толстого кишечника

 

     Отходит от ручного ян-мин канала толстого кишечника в области точки Цзянь-юй GI.15, проникает в полость тела в области VII шейного позвонка, связывается с легкими, опускается до толстого кишечника. Вверху от надключичной ямки проходит по горлу, сливается с ручным ян-мин каналом толстого кишечника.

    •   Канон «Лин шу»: «Основной ствол ручного ян-мин [канала толстого кишечника] от кистей рук идет к верхней части грудной клетки, ответвление отделяется в Цзянь-юй [GI.15], входит в область VII шейного позвонка, опускается в толстый кишечник, связывается с легкими, поднимается по горлу, выходит в надключичной ямке, сливается с [ручным] ян-мин [каналом толстого кишечника]».

 

Ответвление ручного тай-инь канала легких

 

     Отходит от ручного тай-инь канала легких в подмышечной области, входит в грудную клетку и идет к легким, опускается и связывается с толстым кишечником, поднимается и выходит в надключичную ямку, идет по горлу, сливается с ручным ян-мин каналом толстого кишечника.

    •   Канон «Лин шу»: «Ответвление основного ствола ручного тай-инь [канала легких] отделяется в области Юань-е [VB.22] впереди от [ответвления ручного] шао-инь [канала сердца], входит внутрь и идет к легким, рассеивается в толстом кишечнике, поднимается в надключичную ямку, идет по горлу, снова сливается с [ручным] ян-мин [каналом толстого кишечника]».

 

Примечания.

[1]В начале XX в. французскими врачами для обозначения восьми сосудов был предложен термин «чудесные сосуды» (les meroeilleiix vaisseaux), который впоследствии был перенесен в литературу на русском языке. В на­стоящее время во Франции чаще употребляется термин «необычные сосуды» (les vaisseaux extraordinaires) как более близкий к китайскому значению. В литературе на английском языке термин «чудесные сосуды» никогда не применялся.

[2]Компонент «май» (Ш) в названиях всех сосудов имеет значение «сосуд».

[3]В данном случае в названии канала вместо применяющегося во всех сохранившихся до наших дней первоис­точниках иероглифа  тай, используется иероглиф  цзюй, имеющий значение «огромный».

[4] «Стремительная грыжа» (<ФЙ1 чун шань) — древнее название специфической болезни сосуда Ду-май, кото­рая характеризуется внезапной болью в нижней части живота, распространяющейся вверх к области сердца и желудка и вниз к яичкам, беспокойством.

[5] В данном случае имеется ввиду сонливость

 

    2 страница <<  К оглавлению  >> 4 страница