Главное меню

На Главную

Услуги

Академия Китайской Медицины

Традиционная Китайская Фармакология

Система каналов и коллатералей китайской медицины

Проверьте свое здоровье

Диагностика по языку

Теоретические основы китайской медицины

Препараты (видеролик)


О нас

Вы всегда можете связаться с нами и получить консультацию по интересующим Вас вопросам.

Контакты

Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 22 (вход под арку)
тел. (812) 273-84-14
e-mail: newmed@inbox.ru


Станьте дистрибьютером компании "Ли Вест"


Компания "Ли Вест"

ООО "Учебно-оздоровительный центр "НЬЮМЕД"" является официальным дистрибьютером препаратов компании "Ли Вест"программы ГринСпринг ( Greenspring ).


Вы можете ознакомиться с полным списком препаратов и приобрести их в нашем интернет-магазине.


Об опыте применения препаратов компании "Ли Вест" программы ГринСпринг ( Greenspring ) Вы можете узнать здесь.


Китайские Травы


Информацию по теории Китайской Медицины Вы также можете найти на нашем портале, по адресу www.newmed-portal.ru


Обучение

Фэн-шуй, Су Джок терапия, Ци Гун, Крийа-йога, и много другое.
Подробности...


Белоусов П. В.

Система каналов и коллатералей китайской медицины

(Серия «Китайская чженьцзю-терапия»)

    4 страница <<  К оглавлению

Кожные зоны

 

     Кожные зоны, или двенадцать кожных зон — это кожа, которая распространяется по поверхности тела в местах прохождения двенадцати главных каналов.

    •   В каноне «Су вэнь» говорится: «Кожа делится на зоны. Если хотите познать кожные зоны, [помните, что] они находятся под управлением каналов». Другими словами, двенадцать кожных зон- это секторы на поверхности тела, ареалы распространения и состояние которых тесно связаны с двенадцатью главными каналами, а также с относящимися к ним двенадцатью коллатералями. Главные каналы — это идущие прямо стволы, которые распространяются по телу как линии, коллатерали - это наклонно идущие ветви, которые расходятся по телу как ветви, кожные зоны имеют форму плоскости, ареал распространения которой совпадает с местами прохождения соответствующих каналов и коллатералей.

    Внешние патогенные факторы через кожу проникают с поверхности тела вглубь организма. В каноне «Су вэнь» говорится: «Кожа — это зона сосудов. Когда патогенная Ци проникает в кожу, открываются поры кожи. Когда они открываются, патогенная Ци входит внутрь и проникает в коллатерали. Когда коллатерали переполняются, вливается в каналы. Когда каналы переполняются, проникает в цзанфу-органы». В то же время патогенная Ци изнутри организма распространяется на поверхность тела, вызывая изменения состояния кожи.

    Кожные зоны делятся на шесть групп по принадлежности ручных и ножных каналов к определенным степеням Инь и Ян:

    - кожная зона тай-инь;

    - кожная зона шао-инь;

    - кожная зона цзюэ-инь;

    - кожная зона тай-ян;

    - кожная зона ян-мин;

    - кожная зона шао-ян.

    Каждая кожная зона является областью отражения функциональной активности соответствующего канала на поверхности тела. При расстройствах в определенном канале возникают патологические реакции на соответствующей ему кожной зоне, что имеет очень важное значение в диагностике и выборе вариантов лечения.

    Большое внимание уделяется кожным зонам при диагностическом осмотре. По цвету мелких кровеносных сосудов, видимых на различных кожных зонах, можно определить, в каком канале болезнь, а также каковы ее свойства. В каноне «Су вэнь» говорится: «Когда их цвет очень синий, — это боль, очень черный — это ревматизм, очень желтый и красный — это жар, очень белый — это холод, видны все пять цветов — это холод и жар». Кроме того, в каноне «Су вэнь» говорится: «При болезнях жара в печени краснеет левая щека, при болезнях жара в сердце краснеет лоб, при болезнях жара в селезенке краснеет нос, при болезнях жара в легких краснеет правая щека, при болезнях жара в почках краснеет нижняя часть щеки».

    При наружных болезнях сначала следует определить, к какой кожной зоне относится возникший нарыв, затем, основываясь на связи кожных зон с каналами и внутренними органами, определить его свойства и направления лечения. Кроме того, локальную боль кожи при пальпации, изменение ее электрического сопротивления, прыщи, уплотнения следует рассматривать в качестве объективной основы в диагностике болезней.

    Еще в глубокой древности укалывание кожи использовалось при лечении внутренних болезней. В каноне «Лин шу» говорится: «... вводите иглу поверхностно и быстро извлекайте, не повреждая мышц, подобно выдергиванию волосинок, достигая Ци кожи, — это подходит для лечения легких».

    Часто применяются в клинике методы постукивания кожи молоточками. Они широко используются в клинике при лечении болезней, относящихся к игольчатыми различным областям медицины. Кроме того, прижигание полынью и постановка банок — это методы лечения болезней всего организма путем раздражения кожных зон. При прогревании кожи прочищаются пути циркуляции Ци и крови в каналах и коллатералях, чем достигаются цели лечения.

 

«Вершины» и «корни» двенадцати каналов

 

     Теория «вершин» (бяо) и «корней» (бэнь) двенадцати каналов является важной составной частью учения о каналах и коллатералях. В каноне «Лин шу» говорится: «Тот, кто познает „вершины" и „корни" шести [пар] каналов, не будет подвержен сомнениям в жизни».

    «Корни» каналов подобны корням дерева, они располагаются на конечностях ниже локтевых и коленных суставов. «Вершины» каналов подобны вершинам деревьев и располагаются на голове и туловище.

    •   В каноне «Лин шу» содержится описание конкретного местоположения «корней» и «вершин» двенадцати каналов. Ниже приводится это описание в последовательности изложения в первоисточнике, в необходимых случаях даются комментарии (также см. таблицу 10).

    «Вершина» и «корень» ножного тай-ян канала мочевого пузыря

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень" ножного тай-ян [канала мочевого пузыря] находится на 5 цуней выше пятки, „вершина " — во „вратах жизни " с двух сторон. „Врата жизни " — это глаза».

    Комментарии: под словами «на 5 цуней выше пятки» подразумевается точка Фу-ян V.59. Известный комментатор канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) Ма Ши (XVI в.) писал: «Фу-ян [V.59] расположена на 3 цуня выше наружной лодыжки. Иногда говорят, что на 5 цуней выше пятки. Тогда от лодыжки до пятки — 2 цуня, а выше лодыжки на 3 цуня и будет точка Фу-ян [V.59]». Под «вратами жизни» (минмэнь) подразумеваются глаза. Ян Шаншань (585—670 гг.) писал: «...Почки — это „врата жизни", через [ножной] тай-ян [канал мочевого пузыря] вверху соединяются с глазами, поэтому глаза — это „врата жизни"». Ножной тай-ян канал мочевого пузыря начинается у внутреннего угла глаза, поэтому считается, что в данном случае речь идет о точке Цзин-мин V1. Таким образом, «корень» ножного тай-ян канала мочевого пузыря находится в точке Фу-ян V.59, а «вершина» — в точке Цзин-мин V.1.

 

    «Вершина» и «корень» ножного шао-ян канала желчного пузыря

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень "ножного шао-ян [канала желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44], „вершина" — кпереди от Чуан-лун. Чуан-лун — это ухо».

    Комментарии: термин «Чуан-лун»  в канонах «Лин шу» и «Су вэнь» больше нигде не

встречается. В книге «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) под этим названием описывается точка Тянь-чуан IG.16. Среди точек ножного шао-ян канала желчного пузыря кпереди от уха расположена точка Тин-хуэй VB.2, поэтому считается, что «корень» ножного шао-ян канала желчного пузыря находится в точке Цзу-цяо-инь VB.44, а «вершина» — в точке Тин-хуэй VB.2.

 

    «Вершина» и« корень» ножного ян-мин канала желудка

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень"ножного ян-мин [канала желудка] находится в Ли-дуй [E.45J, „вершина " — в Жэнь-ин [Е.9] ниже щек с двух сторон горла».

 

    «Вершина» и «корень» ручного тай-ян канала тонкого кишечника

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень"ручного тай-ян [канала тонкого кишечника] находится за шиловидным отростком локтевой кости, „вершина" — на 1 цунь выше „врат жизни "».

    Комментарии: за шиловидным отростком локтевой кости расположена точка Ян-лао IG.6. Под «вратами жизни» (мин мэнь) подразумеваются глаза. «Врата жизни» являются «вершиной» ножного тай-ян канала мочевого пузыря. Считается, что в данном случае имеется ввиду точка Цзин-мин V.1. На 1 цунь выше этой точки расположена Цуань-чжу V.2. Таким образом, в качестве «корня» ручного тай-ян канала тонкого кишечника можно рассматривать точку Ян-лао IG.6, а в качестве «вершины» — точку Цуань-чжу V.2.

 

    «Вершина» и «корень» ручного шао-ян канала Сань-цзяо

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень"ручного шао-ян [канала Сань-цзяо] находится на 2 цуня выше промежутка безымянного пальца, „вершина " — за верхним углом уха, у наружного угла глаза».

    Комментарии: на 2 цуня выше промежутка безымянного пальца находится точка Чжун-чжу TR.3, у наружного угла глаза — Сы-чжу-кун TR.23. Таким образом, в качестве «корня» ручного шао-ян канала Сань-цзяо можно рассматривать точку Чжун-чжу TR.3, а в качестве «вершины» — точку Сы-чжу-кун TR.23.

 

    «Вершина» и «корень» ручного ян-мин канала толстого кишечника

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень"ручного ян-мин [канала толстого кишечника] находится в кости локтя..., „вершина" — на щеке».

    Комментарии: под «костью локтя» скорее всего подразумевается область локтевого сустава. Среди точек ручного ян-мин канала толстого кишечника здесь расположена Цюй-чи GI.11. В области щеки расположена точка Ин-сян GI.20. Таким образом, в качестве «корня» ручного ян-мин канала толстого кишечника можно рассматривать точку Цюй-чи GI.11, а в качестве «вершины» — точку Ин-сян GI.20.

 

    «Вершина» и «корень» ручного тай-инь канала легких

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень"ручного тай-инь [канала легких] находится на отрезке Цунь-коу, „вершина" — на артерии внутрь от подмышки».

    Комментарии: в месте пальпации пульса на отрезке Цунь-коу расположена точка Тай-юань Р.9, внутрь от области подмышечной ямки — точка Чжун-фу Р.1. Таким образом, в качестве «корня» ручного тай-инь канала легких можно рассматривать точку Тай-юань Р.9, а в качестве «вершины»

—   точку Чжун-фу Р.1.

 

    «Вершина» и «корень» ручного шао-инь канала сердца

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень"ручного шао-инь [канала сердца] находится на конце шиловидного отростка локтевой кости, „вершина " — в шу-точке спины».

    Комментарии: в области шиловидного отростка локтевой кости расположена точка Шэнь-мэнь С.7. Шу-точкой спины сердца является Синь-шу V.15. Таким образом, в качестве «корня» ручного  шао-инь канала сердца можно рассматривать точку Шэнь-мэнь С.7, а в качестве «вершины»

—   точку Синь-шу V.15.

 

    «Вершина» и «корень» ручного цзюэ-инь канала перикарда

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень "ручного [канала] перикарда находится на 2 цуня за ладонью между сухожилиями, „вершина"— на З цуня ниже подмышки».

    Комментарии: на 2 цуня выше лучезапястной складки между сухожилиями расположена точка Нэй-гуань МС.6, на 3 цуня от подмышечной ямки — точка Тянь-чи МС.1. Таким образом, в качестве «корня» ручного цзюэ-инь канала перикарда можно рассматривать точку Нэй-гуань МС.6, а в качестве «вершины» — точку Тянь-чи МС.1.

 

    «Вершина» и «корень» ножного шао-инь канала почек

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень " ножного шао-инь [канала почек] находится на 3 цуня вверх от нижней части внутренней лодыжки, вершина — в шу-точке спины и на двух венах под языком».

    Комментарии: Чжан Цзебинь (1563—1640 гг.) писал: «Фраза „на 3 цуня вверх от нижней части внутренней лодыжки" означает следующее: на 1 цунь ниже лодыжки - это Чжао-хай [R.6], на 2 цуня выше лодыжки — это Фу-лю [R.7] и Цзяо-синь [R.8]». Шу-точкой спины почек является Шэнь-шу V.23. Таким образом, в качестве «корня» ручного шао-инь канала почек можно рассматривать точки Цзяо-синь R.8 и Фу-лю R.7, а в качестве «вершины» — точку Шэнь-шу V.23 и места «на двух венах под языком» — область внеканальных точек Цзинь-цзинь и Юй-е.

 

    «Вершина» и «корень» ножного цзюэ-инь канала печени

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень"ножного цзюэ-инь [канала печени] находится на 5 цуней выше Син-цзянь [F.2], „вершина" — в шу-точке спины».

    Комментарии: на 5 цуней выше Син-цзянь F.2 расположена точка Чжун-фэн F.4. Шу-точкой спины печени является Гань-шу V.18. Таким образом, в качестве «корня» ручного цзюэ-инь канала печени можно рассматривать точку Чжун-фэн F.4, а в качестве «вершины» — точку Гань-шу V.18.

 

    «Вершина» и «корень» ножного тай-инь канала селезенки

    •   Канон «Лин шу»: «„Корень" ножного тай-инь [канала селезенки] — на 4 цуня вверх от места перед Чжун-фэн [F.4], „вершина" — в шу-точке спины и в корне языка».

    Комментарии: «на 4 цуня вверх от места перед Чжун-фэн F.4» расположена точка Сань-инь-цзяо RP.6. Шу-точкой спины селезенки является Пи-шу V.20. В области «корня языка» расположена точка Лянь-цюань VC.23. Таким образом, в качестве «корня» ручного тай-инь канала селезенки можно рассматривать точку Сань-инь-цзяо RP.6, а в качестве «вершины» — точки Пи-шу V.20 и Лянь-цюань VC.23.

    В широком смысле в качестве «корней» можно рассматривать места прохождения каналов и соответствующие точки на конечностях, а в качестве «вершин» — места прохождения каналов и их точки на туловище и голове. Таким образом, теория «вершин» и «корней» отражает функциональную связь каналов и их точек на конечностях с туловищем и головой и наоборот.

    Эта связь выражается по двум основным направлениям: 1) распространение болезни, 2) выбор точек при лечении.

    Самые ранние упоминания о связи «вершин» и «корней» в процессе патологических изменений содержатся в каноне «Лин шу», например: «...при избытке [патогенного жара] внизу — жар [во всем теле]». В качестве основных причин слабости и нарушения чувствительности мышц конечностей обычно указываются скопление патогенного жара в легких и желудке или недостаток Ци печени и почек.

    В дальнейшем врачи пополнили и развили учение о «вершинах» и «корнях» из канона «Лин шу» и сформировали методы выбора точек по принципам: «болезнь вверху — использовать точки внизу», «болезнь внизу — использовать точки вверху», «при болезнях „вершин" использовать „корни"», «при болезнях „корней" укалывать „вершины"», тем самым обогатив учение о каналах и коллатералях.

    Множество примеров использования точек в древних письменных источниках можно объяснить с позиций теории «вершин» и «корней». Например:

    - Цзу-цяо-инь VB.44 — шум в ушах, глухота («Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.));

    - Ли-дуй Е.45 — боль и отечность в горле («Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.));

    - Ян-лао IG.6 — боль в глазах («Вянь Цюэ шэнь ин чжэнь цзю юй лун цзин» (Канон священного предвестия Бянь Цюэ, Иглоукалывания и прижигания, Яшмового дракона, 1329 г.);

    - Фу-лю R.7 — сухость во рту («Чжэнь цзю цзы шэн цзин» (Канон, обязанный появлением иглоукалыванию и прижиганию, 1220 г.).

    При рассмотрении понятий «вершин» и «корней» в широком смысле примеров будет значительно больше. Можно выделить три основных направления использования точек:

    1) использование точек области «корней» при лечении болезней области «вершин»:

    - Цзу-сань-ли Е.36 — болезни области живота («Песня о четырех общих точках», XVI в.);

    - Вэй-чжун V.40 — болезни области поясницы и спины (там же);

    - Ле-цюэ Р.7 — болезни области головы и шеи (там же);

    - Хэ-гу GI.4 — болезни области лица и рта (там же);

    - Чжи-инь V.67 — болезни области головы и лица («Песня под рукой», XVI в.);

    - Шао-фу С.8 — болезни области грудной клетки (там же);

    - Чжун-чжу TR.3 — болезни области надплечья и спины (там же);

    - Чжи-гоу TR.6 — боль в подреберье (поэма «Прояснение таинства», XIII в.);

    2)  использование точек области «вершин» при лечении болезней области «корней»:

    - Ди-цан Е.4 — слабость и нарушение чувствительности в конечностях («Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.));

    - Фу-бай VB.10 — слабость и нарушение чувствительности в нижних конечностях («Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника, 752 г.);

    - Фэн-фу VG.16 — болезни области бедер и ступней («Песня под рукой», XVI в.);

    - Хунь-мэнь V.47 — спазмы мышц и боли в суставах конечностей (поэма «Прояснение таинства», XIII в.);

    3)  сочетание точек, расположенных в областях «вершин» и «корней»:

    - Лянь-цюань VC.23 и Чжун-чун МС.9 — припухлость и боль под языком (поэма «Сто болезней», XVI в.);

    - Гуань-юань VC.4 и Да-дунь F.1 — грыжа (песня «Яшмовый дракон», XIII в.);

    - Цзин-мин V.1, Хэ-гу GI.4 и Гуан-мин VB.37 — болезни глаз («Поэма Си Хуна», XII в.);

    - Сань-цзянь GI.3 и Шэнь-шу V.23 — боль в области надплечья и спины (там же).

 

«Основания» и «средоточия»

 

     Теория «оснований» (гэнь)[1] и «средоточий» (цзё) во многом сходна с теорией «вершин» (бяо) и «корней» (бэнь). В обоих случаях имеется ввиду взаимосвязь каналов на конечностях с туловищем и головой. Кроме того, в отдельных случаях местоположение «оснований» и «корней», «средоточий» и «вершин» совпадает. Тем не менее, существуют выражения: «выше „оснований" имеются „корни"» и «выше „средоточий" имеются „вершины"».

    Конкретное описание мест расположения «оснований» и «средоточий» имеется в каноне «Лин шу»:

    - „Основание"тай-ян [мочевого пузыря] находится в Чжи-инь [V.67], „средоточие" — во „вратах жизни ". „Врата жизни " — это глаза[2].

    - „Основание"ян-мин [желудка]находится в Ли-дуй [Е.45],  - „средоточие" — в Сан-да[3]. Сан-да — это Цянь-эр[4].

    - „Основание"шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44],„средоточие" — в Чуан-лун[5]. Чуан-лун — это в ушах...

    - „Основание" тай-инь [селезенки]находится в Инь-бай [RP.1], „средоточие" — в Тай-цанв[6].

    - „Основание" шао-инь [почек] — в Юн-цюань [R.1], „средоточие" — в Лянь-цюань [VC.23].

    - „Основание"цзюэ-инь [печени] — вДа-дунъ [F.1], „средоточие" — в Юй-ин1, связывается в Тань-чжун2» (таблица 11).

    Записей об «основаниях» и «средоточиях» ручных Инь и Ян каналов в сохранившихся до наших дней вариантах канона «Лин шу» нет. Однако, в книге Ян Цзичжоу (1522—1620 гг.) «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) имеется такая запись:

    •   «В каноне „Лин шу"сказано:

    - „Основание" тай-инь [селезенки] находится в Инь-бай [RP.1], „средоточие" — в Да-бао [RP.21].

    - „Основание"шао-инь [почек]находится в Юн-цюань [R.1], „средоточие" — в Лянь-цюань [VC.23]. „Основание"цзюэ-инь [печени]находится вДа-дунь [F.1], „средоточие" — в Юй-тан [VC.18].

    - „Основание"тай-ян [мочевого пузыря]находится в Чжи-инь [V.67], „средоточие" — в глазах. „Основание"ян-мин [желудка]находится в Ли-дуй [Е.45], „средоточие" — в Цянь-эр. „Основание" шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзу-] цяо-инь [VB.44], „средоточие" — в ушах.

    - „Основание" ручного тай-ян [тонкого кишечника] находится в Шао-цзэ [IG. 1 ],„средоточие" — в Тянь-чуан [IG.16]u Чжи-чжэн [IG.7].

    - „Основание"ручного шао-ян [Сань-цзяо] находится в Гуань-чун [TR. 1], „средоточие" — в Тянь-ю [TR.16] и Вай-гуань [TR.5].

    -  „Основание"ручного ян-мин [толстого кишечника]находится в Шан-ян [GL1], „средоточие" — в Фу-ту [GL18] и Пянь-ли [GI.6]. [В каноне «Лин шу»]нет записей об [„основаниях" и „средоточиях"] трех [ручных] Инь-каналов, поэтому не осмеливаюсь давать комментарии».

     Из приведенных отрывков следует, что все «основания» расположены в точках-истоках на конечностях, а «средоточия» — в определеных местах или точках на голове, груди и животе.

    В широком смысле не следует рассматривать в качестве «средоточий» какие-то определенные точки, тем более что в каноне «Лин шу» при описании «средоточий», как правило, нет указаний на конкретные точки, а все комментарии появились позже.

    •   Кроме того, поскольку в каноне «Лин шу» нет описания «оснований» и «средоточий» ручных каналов, а также четких указаний на то, что речь идет именно о ножных каналах, можно предположить, что в данном случае подразумевалось шесть пар каналов по их принадлежности к определенной степени Инь и Ян, а «средоточия»— это места соединения канальной Ци ручных и ножных каналов с одинаковыми названиями:

    - ножной и ручной каналы тай-ян (мочевого пузыря и тонкого кишечника) проходят в области глаз и пересекаются в точке Цзин-мин V.1;

    - ножной и ручной каналы ян-мин (желудка и толстого кишечника) проходят по горлу или пересекаются на лице (Ди-цан Е.4, Ин-сян GI.20);

    - ножной и ручной каналы шао-ян (желчного пузыря и Сань-цзяо) соединяются в области ушей;

    - ножной тай-инь канал селезенки проходит по области живота, а ручной тай-инь канал легких начинается в Чжун-цзяо (средней части Сань-цзяо);

    - ножной и ручной каналы шао-инь (почек и сердца) проходит по горлу, кроме того канал почек и коллатераль канала сердца связываются в корне языка;

    -  ножной и ручной каналы цзюэ-инь (печени и перикарда) соединяются в груди.

    Знаменитый врач Доу Ханьцин (1196—1280 гг.) также предложил термин «четыре „основания" и три „средоточия"». То есть каналы на четырех конечностях являются «основаниями» и называются «четырьмя „основаниями"», а в определенных местах на трех частях тела (голове, груди и животе) — «средоточиями», называются «тремя „средоточиями"». В данном случае термины «основания» и «средоточия» применяются в более широком значении.

    В главе «Основания и средоточия» канона «Лин шу» также описаны точки — «основания», «течения», «потоки» и «вливания» шести ручных и ножных Ян-каналов.

    Точки «вливания» подразделяются на нижние и верхние. Все точки, кроме верхних точек «вливания», расположены на конечностях ниже локтевых и коленных суставов, что делает их схожими с пятью шу-точками (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья). Верхние точки «вливания» расположены на шее. Следует также отметить, что в приведенной выше цитате из книги Ян Цзичжоу (1522—1620 гг.) точки «вливания» ручных Ян-каналов соотносятся со «средоточиями».

     •   В каноне «Лин шу» говорится:

    - «„Основание" ножного тай-ян [мочевого пузыря] находится в Чжи-инь [V.67], „течение" — в Цзин-гу [V.64], „поток" — в Кунь-лунь [V.60], „вливание" — в Тянь-чжу [V.10]u Фэй-ян [V.58].

    - „Основание" ножного шао-ян [желчного пузыря] находится в [Цзуъ] цяо-инь [VB.44], „течение" — в Цю-сюй [VB.40], „поток" — в Ян-фу [VB.38], „вливание" — в Тянь-жун [IG.17] и Гуан-мин [VB.37]

    - „Основание" ножного ян-мин [желудка] находится в Ли-дуй [Е.45], „течение" — в Чун-ян [Е.42],

„поток" — в Ся-лин1, „вливание" — в Жэнь-ин [Е.9] и Фэн-лун [Е.40].

    -  „Основание" ручного тай-ян [тонкого кишечника]находится в Шао-цзэ [IG.1 ], „течение" — вЯн-гу

[IG.5], „поток" — в Сяо-хай [IG.8], „вливание" — в Тянь-чуан [IG.16] u Чжи-чжэн [IG.7].

    -  „Основание" ручного шао-ян [Сань-цзяо] находится в Гуань-чун [TR.1], „течение" — в Ян-чи [TR.4],

„поток" — в Чжи-гоу [TR.6], „вливание" — в Тянь-ю [TR.16] и Вай-гуань [TR.5].

    - „Основание" ручного ян-мин [толстого кишечника]находится в Шан-ян [GI.1], „течение" — в Хэ-гу [GI.4], „поток" — в Ян-си [GI.5], „вливание" — в Фу-ту [GI.18] и Пянь-ли [GI.6]. Эти точки следует использовать при избытке в двенадцати каналах» (таблица 12).

    Последующие поколения врачей, на основании длительного клинического опыта, постоянно обогащали описанные выше теории, сформировав различные принципы сочетания и выбора точек.

    Теория «оснований» и «средоточий», так же как и теория «вершин» и «корней», отражает функциональную связь каналов и их точек на конечностях с туловищем и головой и наоборот, что имеет важное руководящее значение в выборе вариантов лечения.

    Например, в книге «Чжэнь цзю цзюй ин» (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания, 1529 г.) говорится: «При болезнях головы и лица укалывайте Чжи-инь [V.67]». В данном случае голову и лицо следует рассматривать как «средоточие» ножного тай-ян канала мочевого пузыря, а мизинец стопы (место расположения точки Чжи-инь V.67) — как его «основание». Можно применять и обратный порядок, то есть при появлении болезней на конечностях, руководствуясь принципом «болезнь внизу — использовать точки вверху» выбрать для лечения точки на голове или туловище.

    В настоящее время описанные теории получают все большее развитие в методах сочетания точек при лечении болезней.

 

Улицы Ци

 

     Улицы Ци (ци цзе) — это общие проходы, куда стекается и где проходит канальная Ци. В нормальных условиях канальная Ци двенадцати каналов циркулирует по определенным путям. Основными местами ее прохождения, концентрации и рассеивания являются голова, грудь, спина и живот. Эти области и входят в сферу «улиц Ци».

    Имеется четыре улицы Ци, иногда их называют «четыре улицы» или «четыре улицы Ци».

    - улица Ци головы,

    - улица Ци груди;

    - улица Ци живота

    - улица Ци голени

    В каноне «Лин шу» говорится: «Есть улица Ци груди, есть улица Ци живота, есть улица Ци головы, есть улица Ци голени. То есть Ци в голове задерживается в головном мозге. Ци в груди задерживается в грудной клетке и в шу-точках спины. Ци на животе задерживается в шу-точках спины и в сосуде Чун-май. Ци в голени задерживается в области паховой складки и в Чэн-шанъ [V.57], выше и ниже лодыжки».

    Канальная Ци Ян-каналов поднимается к голове, снаружи распространяется в «пяти органах чувств» (уши, глаза, губы, нос и язык), внутри проникает в головной мозг.

    Канальная Ци трех ручных Инь-каналов проходит по области грудной клетки, внутри — через легкие и сердце, снаружи — по поверхности грудной клетки и через соответствующие шу-точки спины. Улица Ци груди связывает точки, расположенные на груди и спине. В области груди расположены му-точки живота, а на спине — шу-точки спины. Ци и кровь по улице Ци насквозь проходят между ними. Это является теоретической основой метода сочетания шу-точек спины и му-точек живота сердца и легких.

    Канальная Ци трех ножных Инь-каналов проходит по области живота, внутри — через печень, селезенку и почки, снаружи — по поверхности живота (сосуд Чун-май) и через соответствующие шуточки спины. То есть улица Ци живота связывает область прохождения сосуда Чун-май на животе с шу-точками спины печени, почек, селезенки, желудка. Сосуд Чун-май является «морем крови» и «морем двенадцати каналов», в физиологии и патологии особенно тесно связан с печенью, почками, селезенкой и желудком.

    Нижние конечности и область паховой складки — места прохождения ножных каналов. Через паховую складку проходят каналы желудка, селезенки, желчного пузыря и печени.

    В каноне «Лин шу» говорится, что точки в областях улиц Ци можно использовать при лечении «головной боли, головокружения и обморока, боли, вздутия и переполнения в животе, а также недавно образовавшихся затвердений». Однако, сфера применения этих точек может быть значительно шире. Канальные точки, расположенные в области улиц Ци, являются местами непосредственной взаимосвязи канальной Ци с внутренними органами, важными локальными точками лечения болезней соответствующих органов.

    Улицы Ци можно сравнить с «вершинами» теории «вершин и корней» и «средоточиями» теории «оснований и средоточий». Однако, основу этих теорий составляет применение точек на конечностях при лечении болезней внутренних органов и головы, и наоборот. В теории о улицах Ци упор делается на локальное лечение.

 

Четыре моря

 

      •   В каноне «Лин шу» двенадцать главных каналов сравниваются с двенадцатью реками в пределах тогдашней территории Китая, предложен термин «воды двенадцати каналов». Как все реки впадают в море, так Ци и кровь двенадцати каналов стекаются в определенные места. В связи с этим и было сформировано понятие «четыре моря».

    •   В каноне «Лин шу» говорится: «У человека есть „четыре моря"... Воды всех двенадцати каналов вливаются в моря... Есть „море костного мозга", есть „море крови"  есть „море Ци" есть „море пищи". Все это и есть „четыре моря"... Головной мозг — это „море костного  мозга "... Тань-чжун [VC. 17] — это „море Ци ".[7].. Желудок — это „море пищи "... Сосуд Чун-май —   это ,гМоре двенадцати каналов"»[8].

    •   Кроме того, в книге «Лэй цзин» (Упорядоченный Канон [Желтого императора о внутреннем], 1624 г.) предложено деление «моря Ци» на «верхнее» и «нижнее». Здесь говорится, что «верхнее море Ци» находится в Тань-чжун VC.17, а «нижнее море Ци» — в Дань-тянь (ниже пупка в месте расположения точек Гуань-юань VC.4, Ши-мэньУС.5, Ци-хай VC.6, Инь-цзяо VC.7).

    Теория «четырех морей» тесно связана с теориями «вершин и корней», «оснований и средоточий» и «улиц Ци». Они взаимно дополняют друг друга и применяются в сочетании (таблица 13).

    Места расположения «четырех морей» также совпадают с местами расположения «улиц Ци». А именно, головной мозг является «морем костного мозга», расположен в голове, что совпадает с «улицей Ци головы»; область Тань-чжун VC.17 является «морем Ци», находится в груди, что совпадает с «улицей Ци груди»; желудок является «морем пищи», соответствует животу, что совпадает с «улицей Ци живота»; сосуд Чун-май является «морем крови», проходит в нижней части живота и совпадает с «улицей Ци голени».

    Кроме указания мест расположения «четырех морей», в каноне «Лин шу» приводятся точки вливания Ци и крови в «моря»:

    - «Желудок — это „море пищи", его [точки] вливания — Ци-цзе[9] вверху, [Цзу-]сань-ли [Е.36]внизу.

    - Сосуд Чун-май — это „море двенадцати каналов", его [точки] вливания ~ Да-чжу [V.11] вверху, верхняя и нижняя Цзюй-сюй4 внизу.

    - Тань-чжун [VC.17] — это „мореЦи", его [точки] вливания — выше и ниже шейных позвонков5 вверху, Жэнь-ин [E.9] спереди.

    - Головной мозг — это „море костного мозга", его [точки] вливания — на макушке вверху, Фэн-фу [VG.16] внизу» (таблица 14).

    •   В каноне «Лин шу» также описаны некоторые симптомы болезней при избытке или недостатке в «четырех морях»:

    - «Если в „море Ци" образуется избыток, возникают чувство переполнения в грудной клетке, грубое дыхание и покраснение лица. Если в „море Ци " образуется недостаток, возникают нехватка воздуха и нежелание разговаривать.

    - Если в „море крови" образуется избыток, больному кажется, что тело его большое, он приходит в ярость, но не знает, что болен. Если в „море крови "образуется нехватка, больному кажется, что тело его маленькое, он подавлен, но не знает, что болен.

    - Если в „море пищи" образуется избыток, возникает чувство переполнения в животе. Если в „море пищи " образуется нехватка, ощущается голод.

    - Если в „море костного мозга" образуется избыток, в легкое дело вкладывают много сил, превышая его степень. Если в „море костного мозга " образуется нехватка, шумит в ушах и ломит в голенях, кружится голова и не видят глаза, леность и безмятежный сон».

    В клинике, на основании обстоятельств недостатка или избытка, можно использовать соответствующие «четырем морям» точки, применяя в лечении методы стимуляции или седатации.

 

Примечания:

 

[1]   Иероглиф «гэнь» является полным синонимом иероглифа «бэнь» — «корень» из теории «вершин» и «корней». В переносном смысле он имеет значения «начало», «источник», «основа», «основание». Кроме того, он применяется в терминах типа «основание/корень языка», «основание/корень соска», «основание/корень стопы», в то время как иероглиф «бэнь» часто используется в значении «корень болезни». Исходя из этого, далее в тексте этот термин приводится как «основание».

[2] Ножной тай-ян канал мочевого пузыря начинается у внутреннего глаза. Также считается, что в данном случае под «вратами жизни» (мин мэнь) подразумевается точка Цзин-мин V.1.

[3] Сан-да –другое название точки Тоу-вэй E.8. (комментарии Ма Ши (XVI в.) к канону «Лиин шу»). В книге «Чжень цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания,282 г.) при цитировании этого отрывка из канона  «Лиин шу» термин «Сан-да» заменен на «Хан-сан» - область горла.

[4]   Не совсем ясно, что подразумевалось под термином «Цянь-эр». Основное значение иероглифа «цянь» — «щипцы, клещи», иероглиф «эр» означает «уши». Лоу Ин (1320—1389 гг.) считал, что в данном случае речь идет об углах лба и точках Тоу-вэй Е.8, которые словно клещи сжимают уши сверху. Иероглиф «цянь» также имеет значение «шейная колодка для преступника». Учитывая замену в книге «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) термина «Сан-да» из предшествующего текста на «Хан-сан», означающего область горла, можно предположить, что в данном случае речь могла идти о шее или горле, тем более, что «вершиной» канала желудка является точка Жэнь-ин Е.9, расположенная на горле. В большинстве современных источников указывается, что в данном случае речь идет о лице.

[5] Термин «Чуан-лун» в канонах «Лин шу» и «Су вэнь» больше нигде не встречается. В книге «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) под этим названием описывается точка Тянь-чуан IG.16. Современные исследователи считают, что в данном случае речь идет о точке Тин-хуэй VB.2.

[6]   Тай-цан— другое название точки Чжун-вань VC.12 («Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.)). Кроме того, термином «Тай-цан» (дословно «императорское зернохранилище») иногда обозначается желудок.

 [7]Кроме точки Тань-чжун VC.17 данный термин часто применяется для обозначения анатомической области

— части грудной клетки между сосками.

 [8]Считается, что сосуд Чун-май является и «морем крови», и «морем двенадцати каналов».

[9] Ци-цзе, дословно «улица Ци») — другое название точки Ци-чун Е.ЗО.

 

    4 страница <<  К оглавлению